Posted 22 июля 2008,, 20:00

Published 22 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

Журналистов бьют

Журналистов бьют

22 июля 2008, 20:00
Вчера Союз журналистов России встал на защиту корреспондента «Новой газеты». В Генпрокуратуру было направлено письмо с просьбой взять под контроль расследование обстоятельств избиения журналиста. Ростислав Богушевский был избит 24 июня, когда делал репортаж о выселении людей из московского общежития в Ясном проезде. Ре

Как сообщил «НИ» шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, выселение проходило в интересах Министерства юстиции, а именно Московского управления по исполнению наказаний. Возглавлял операцию начальник жилищно-коммунального отдела столичного ФСИН г-н Гербач. Корреспондент газеты находился на месте событий официально, с редакционным заданием. «Он представился, в ответ на это получил несколько раз по голове, по лицу и в грудь. У Ростислава сотрясение мозга, временно пропало зрение, – рассказал «НИ» г-н Соколов. – Бил человек в штатском, но показывал всем удостоверение Минюста. В силу того, что он быстро его показывал, точно разобрать, к какой службе этот человек относится, было очень трудно. Однако путем несложных логических рассуждений, поскольку выселение происходило в интересах ФСИНА, судя по всему, это были люди этой организации. А кто конкретно – пусть устанавливает следствие».

В результате этого инцидента Следственный отдел при Бабушкинской межрайонной прокуратуре Москвы возбудил уголовное дело по статье 116, части 2 пункт «а» УК РФ (нанесение побоев, совершенное из хулиганских побуждений). Поскольку в совершении преступления подозреваются сотрудники правоохранительных органов, то расследованием этого дела занимается именно Следственный комитет, а не милиция. Однако редакция «Новой газеты» требует, чтобы уголовное дело было возбуждено и по другим статьям. «Во-первых, статья о нанесении телесных повреждений средней тяжести. Во-вторых, о воспрепятствовании законной и профессиональной деятельности журналиста, в-третьих, о превышении должностных полномочий», – заключил г-н Соколов.

Члены Союза журналистов России решили поддержать своего коллегу и вчера направили письмо на имя генпрокурора Юрия Чайки. «В связи с большим общественным резонансом просим вас взять расследование этого дела под свой контроль», – говорится в документе. В СЖР считают, что данное преступление было совершено «с особым цинизмом». «Мы настаиваем на том, что содеянное сотрудниками Минюста было квалифицировано и по статье 144, часть 2, УК РФ о воспрепятствовании деятельности журналиста», – заявил «НИ» секретарь Союза журналистов России Павел Гутионов. Между тем, сами представители управления ФСИН по Москве все обвинения отвергают, говоря, что эта информация не соответствует действительности. Стоит отметить, что побои журналистов происходят достаточно часто. Как утверждает директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов, правозащитниками зафиксировано 70–80 случаев избиения журналистов в год, связанных с профессиональной деятельностью.

НАЦБОЛОВ РАЗОГНАЛИ ГАЗОМ

Вчера четверо нацболов намеревались передать петицию в приемную Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на Воронцовом поле. В документе содержалось требование до 14 сентября «освободить всех политзеков», «провести широкую амнистию», а также «отправить в отставку главу ФСИН Юрия Калинина и назначить на эту должность гражданского человека, способного гуманизировать систему ФСИН». Секретарь Союза политических заключенных Наталья Чернова пояснила «НИ», что «в июле в Москве прошел съезд политических заключенных, где обсуждались проблемы в системе ФСИН, а по итогам этого обсуждения участники пришли к выводу, что наша система исполнения наказаний практически стала пыточной». На основании этих требований, по ее словам, и была составлена петиция. «Нацболы пошли в приемную ФСИН, чтобы вручить ее и по возможности с кем-нибудь поговорить», – рассказала «НИ» г-жа Чернова. После того как активисты зашли в приемную и заявили, что хотят вручить петицию, охрана стала их выгонять. «Но в этот момент на них распылили слезоточивый газ», – пояснила правозащитница. Нацболы отмечают, что «применение в их отношении слезоточивого газа было незаконным, но удастся ли тут что либо доказать и имеет ли смысл пускать этому делу дальнейший ход – неизвестно». Г-жа Чернова также подчеркнула, что захватить приемную, как неоднократно делали нацболы, на этот раз не собирались. Во ФСИН действия «лимоновцев» назвали провокацией, а применение слезоточивого газа правомерным. Как пояснили «НИ» в пресс-бюро ФСИН, когда активисты НБП зашли в приемную, «один из них – парень с рупором стал выкрикивать лозунг: «Россия – без тюрем» и разбрасывать листовки». «Ни о какой петиции, о которой они заявляют, речь не заходила. Увидев эту акцию, сотрудники охраны попытались сразу их оттуда выдворить», – сказали «НИ» в пресс-службе. Слезоточивый газ, отметили в ведомстве, был применен только после того как протестующие «начали оказывать сопротивление» и «отказались выполнять законные требования сотрудников ФСИН». Сотрудники ФСИН отметили, что поскольку на улице были люди, которые снимали происходящее на камеру, – «акция была подготовлена заранее и носит провокационный характер». «Приемная не предназначена для проведения таких акций, а они почему-то решили повести себя именно таким образом, – говорят в ведомстве. – Они же любят такие акции проводить – это их хлеб». Никто из участников акции задержан не был. По итогам произошедшего ФСИН проводит служебную проверку.

Марьям МАГОМЕДОВА

"