Posted 23 июня 2020,, 15:58

Published 23 июня 2020,, 15:58

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Светлана Крючкова читает Анну Ахматову

Светлана Крючкова: " Роль Анны Ахматовой стоила мне здоровья"

23 июня 2020, 15:58
Фото: Youtube
Светлана Крючкова читает Анну Ахматову
Сегодня родилась Ахматова, а вчера народная артистка России Светлана Крючкова, исполнительница роли Анны Ахматовой в фильме «Луна в зените», отметила 70-летний юбилей. Наш автор Анжелика Дин поговорила с именинницей.

Из-за пандемии гастроли Светланы Крючковой в Москве и ее творческий вечер перенесены. Мне посчастливилось беседовать со Светланой Николаевной об Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в ее легендарной квартире на Фонтанке, где бывал весь цвет отечественной культуры. На крыше удалось сделать еще одну комнату, получился "поэтический чердак". Здесь мы со Светланой Николаевной пили чай и до трех часов ночи разговаривали об Анне Андреевне.

- В фильме Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» вы поразительно похожи на Анну Андреевну, хотя вы – блондинка, она – брюнетка.

- Режиссер Томашпольский, он же автор сценария и идеи этого фильма, с самого начала был убежден в том, что Анну Андреевну на «взлете» жизни должна сыграть только я. Проб не было. Замечу, что моя героиня – не юная Ахматова, а зрелая. Дмитрий Львович сразу объяснил, что для него важно передать характер, движение души поэта Ахматовой. Признаюсь, что согласилась не сразу. Какими «птичьими» словами он убедил меня взяться за роль Анны Андреевны - не знаю. Любопытно, когда я работала над этой ролью, безмолвствовала, хотя по своей природе к числу неразговорчивых женщин не принадлежу. Более того, молчала не только на съемочной площадке, но и в жизни. Самое поразительное, что в процессе работы над картиной происходили какие-то таинственные вещи, вплоть до мистики. Когда мы снимали кадры фильма в Комарово, где жила Ахматова на даче, и где в настоящее время находится ее музей, то его сотрудница, увидев меня в гриме (хотя грима как такового не было: изменилась только моя прическа) едва не упала в обморок: ей показалось, что идет сама Анна Андреевна.

- Трудно играть Ахматову выпускнице Школе-студии МХАТ? Вы, конечно, знаете, что Анна Андреевна дружила с актерами Московского Художественного театра, в частности, с актрисой Ниной Ольшевской, хотя театр как таковой не любила.

- Роль Ахматовой стоила мне здоровья. Настолько «ушла» в ее образ, что была отключена от внешнего мира, и во многом перестала быть собой. Вообще я — фаталистка, убежденная в том, что в нашей жизни просто так ничего не происходит, а значит, Ахматову я должна была сыграть.

- Светлана Николаевна, с чем можно сравнить Анну Ахматову?

- Ахматова — океан, причем океан — в разном состоянии, от полного покоя до бури. Попробуйте нырнуть в этот океан, и что с вами будет? Я раньше любила любовную лирику Ахматовой, а потом открыла для себя ее «Ветер войны», «Северную элегию», «Реквием», «Поэму без героя».

- Возможно, вы пытались найти объяснение тому — почему распался единственный за всю историю русской литературы брачный союз двух великих поэтов?

Могу найти тысячу житейских причин их разрыва, но это не имеет никакого значения. Гумилев был очень сложным человеком, со своими представления о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но такие связи, которые были у Ахматовой и Гумилева, никогда не рвутся. Он приходил к ней в снах. Кстати, когда я прочитала сценарий будущего фильма «Луна в зените», приснился мой покойный муж — кинооператор Юра Векслер. Я спрашиваю: «Юрочка, что ты здесь делаешь, ведь ты умер?» А он мне говорит: «Ну, что ты, Светочка, такое говоришь, я живой» И продолжает: «Какой у тебя муж хороший, и сын хороший. Покорми меня, я очень голодный». Оказалось, как мне рассказал об этом Дмитрий Томашпольский, такой же сон увидела Ахматова про Гумилева сразу после его расстрела. Я люблю читать предсмертное стихотворение Гумилева «В час вечерний, в час заката».

"