Posted 23 мая 2018,, 19:32

Published 23 мая 2018,, 19:32

Modified 7 марта, 16:55

Updated 7 марта, 16:55

Волнения в Псебае: смогут ли власти наказать всех виновных в убийстве?

Волнения в Псебае: смогут ли власти наказать всех виновных в убийстве?

23 мая 2018, 19:32
Посёлок Псебай на Кубани уже неделю остается эпицентром общественной жизни страны. После зверского убийства матери пятерых детей Натальи Дмитриевой здесь не утихают народные волнения. Центральный аппарат СК сегодня вынужден бросить туда свои силы. А местные чиновники продолжают отмалчиваться.

16 мая тысячи жителей выходят на траурную процессию. Затем 18 мая десять тысяч жителей посёлка и соседних селений стихийно заполняют улицу, чтобы выразить свое недоверие следствию и правоохранительным органам. На народном сходе на площади перед Домом культуры жители Псебая требуют арестовать всех сообщников, участвовавших в изуверской расправе. По их мнению, насиловали и убивали Наталью, как минимум, 5-6 человек. В СИЗО же пока только двое. Родственники погибшей пожаловались также на издевательства со стороны следователей. Муж убитой вовсе сообщил, что его грубо принуждали сознаться в убийстве собственной жены.

Сегодня из-за неадекватных действий чиновников на местах глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин уже вынужден объявить об изъятии уголовного дела из местного производства и передать его в центральный аппарат. В горный посёлок на границе Краснодарского края с Карачаево-Черкессией вылетает его старший помощник Игорь Комиссаров, чтоб успокоить людей. Заявлено, что он встретится с каждым, кому есть что рассказать о резонансном преступлении и других злодеяниях преступной шайки.

«Учитывая возникшую социальную напряжённость в кубанском посёлке, Председатель СК России принял решение направить на место своего старшего помощника. В ближайшее время он вылетит в регион <…>. Жители посёлка напрямую смогут донести до представителя центрального аппарата СК России информацию, касающуюся как этого резонансного преступления, так и сведения об иных преступлениях, совершенных группой подростков на территории населенного пункта. Все доводы о конкретных фактах преступной деятельности будут тщательно проверены», - говорится в официальном сообщении СКР.

Выясняется, однако, что центральным телеканалам дана установка не подключаться к активному обсуждению трагедии и не давать в эфир очевидцев. Федеральные чиновники объясняют свое указание "риском разжигания гражданской войны". На родственников жертвы, тем временем, оказывается давление со стороны местных властей. Их буквально снимают с самолётов на Москву, куда они собирались для участия в ток-шоу.

Шайка озверевших от синтетических наркотиков школьников уже давно держит в страхе весь посёлок. И растерзанная с особой жестокостью Наталья Дмитриева – далеко не первая их жертва, - утверждают жители Псебая.

«Псебайское центральное единство» (ПСЕ) - так называли сообщество сами его члены - орудует последнюю пару лет. По разным сведениям, в группировке состояли дети от десяти до двадцати лет. Жила эта мафия по совсем недетскому «кодексу чести» и чтила уголовную романтику АУЕ. Курсировала по улицам и нападала на людей – это было основным развлечением подростков. Банде приписывают многочисленные драки в барах, вскрытые автомобили, жестокие избиения, разбои и грабежи, издевательства над младшими школьниками. Ходят слухи о причастности банды к насилию над пятиклассницей и к прошлогоднему нераскрытому убийству мужчины, тоже найденному в овраге.

Никакой особой работы с оторвавшимися от реальности подростками никто не проводил. Выходки малолетних хулиганов становились всё более жестокими. Они упивались своей безнаказанностью. Ни для кого в Псебае не секрет, что группировка школьников стала фактически ядром местного наркотрафика. Косвенно это подтвердил сам глава Псебая Павел Жарков, накануне досрочно подавший в отставку.

На митинге он сообщил, что много раз обращался в райотдел МВД с просьбой пресечь деятельность малолетних наркодилеров, однако никакой реакции со стороны полицейских не последовало.

Задержанные по подозрению в убийстве Натальи Дмитриевой 16-летний М. и 20-летний С. как раз были лидерами «Псебайского центрального единства». Главным идеологом сообщества называют брата предполагаемого убийцы.

«Брат привозит им «колеса» с Краснодара, они сами это обсуждали. Это не секрет вообще ни для кого в Псебае», - рассказывает подруга убитой Вера.

Их отец тоже, судя по всему, чем-то заработал себе славу местного криминального авторитета. Мужчина решал все вопросы деньгами и силой и спасал своих отпрысков от реальных сроков. М. часто попадал в полицию по разным поводам. Сидел, ноги на столе, улыбался и говорил, что папа приедет и всем покажет, кто есть кто, рассказывают жители.

- Люди требуют, чтобы арестованы были все причастные к убийству, потому что люди боятся за себя, потому что страшно ходить по улице! - рассказала на митинге тетя убитой.

Какие выводы сделаны по ситуации в администрации Краснодарского края и местной администрации? Кто понесёт ответственность за разгул преступной группировки? Почему на ранние выходки банды никто не обращал внимание? И как вышло, что через школьников шёл огромный наркотрафик? Эти и другие вопросы "НИ" задали на всех уровнях местной, районной и краевой власти. Равнодушие чиновников поражает...

Представители правоохранительных органов Мостовского района уже не на шутку всполошились. Через несколько часов после убийства Натальи Дмитриевой в Отдел МВД России по Мостовскому району прислали нового начальника Владислава Петухова. Его назначение выдают за случайность, о служебных же перемещениях его предшественника Виталий Шевченко толком ничего не известно. Жители уверены, что он мог быть уволен из-за назревающего скандала «задним числом».

В приёмной начальника Отдела МВД России по Мостовскому району Владислава Петухова к звонку журналиста из федерального издания отнеслись настороженно. Предпочли отмолчаться и никак не комментировать свою "слепоту" в ситуации с возникновением ОПГ подростков у них под носом.

- Его нет! – сказала секретарь Владислава Петухова. Не доступными для комментариев оказались и трое его заместителей.

- Они не могут! – хамски ответила девушка по телефону на просьбу корреспондента «НИ» соединить с заместителями. И бросила трубку.

Администрация Краснодарского края тоже пытается снять с себя всю ответственность за трагедию.

В своём ответе руководство края фактически проигнорировало все острые вопросы и отделалось общими фразами:

– По поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, глава Мостовского района оказывает необходимую поддержку семье погибшей. Ситуация находится на постоянном круглосуточном контроле. Задействованы все силы и средства, необходимые для содействия объективному и максимально быстрому расследованию преступления. Уголовное дело находится на особом контроле в центральном аппарате СК России. Мы также готовы оказать всестороннюю помощь в организации встречи с жителями п. Псебай старшего помощника Председателя СК России, который был направлен в наш регион сегодня. Администрация Краснодарского края находится в постоянном контакте с представителями правоохранительных органов, задействованных в расследований, - как на автомате заявил в интервью «НИ» вице-губернатор Краснодарского края Алексей Копайгородский.

На просьбу не уклоняться от поставленных вопросов чиновник никак не отреагировал. Так будут судить всех членов банды или показательно выпорют только двоих? Услышит ли губернатор 10 тысяч своих земляков? – эти вопросы Алексей Сергеевич оставил без ответа.

Больше всех удивило руководство Мостовского района, на территории которого произошло резонансное убийство. Секретарь главы района Сергея Ласунова запуталась, пока объясняла «НИ», почему начальник не хочет общаться с журналистами.

- Главы нет. У него совещания, и вообще он на больничном, - коротко ответила секретарь и перестала выходить на связь.

Депутат ГД РФ, сопредседатель Регионального штаба ОНФ в Краснодарском крае Светлана Бессараб считает, что о существовании преступной банды в Псебае, конечно же, знали. Ошибкой было – жалеть малолетних бандитов.

- Я бы не сказала, что никто не обращал внимание на проблемы в Псебае. Ещё до страшной трагедии, со слов местных жителей, там было совершено преступление - кража. Но виновный ушёл от ответственности, так как украденные ценности были возвращены пострадавшему лицу. Более того, по неподтверждённым данным, отец виновного подростка оплатил «компенсационную» сумму. По посёлку упорно ходят такие слухи, - говорит депутат.

По её мнению, подростков не наказывали, так как боялись сломать жизни совсем юным парням, надеялись, что они исправятся. Пострадавшим платили неплохие деньги, чтобы они успокоились, и те забирали заявления из полиции.

- Что такое посёлок Псебай? – рассуждает Светлана Бессараб. - Это один из самых отдалённых посёлков Краснодарского края. Находится он в гористой местности. Население – 10 тысяч человек, и только 40 % из них – трудоспособны. Средний доход - 15 тысяч рублей. Другой вопрос, как получается, что подросткам в кафе продают спиртное? С этим необходимо разбираться органам местной власти и правоохранительным органам, прокуратора должна проводить проверку.

- Общественность и правоохранительные органы во всем виноваты. Общественность не била тревогу, а правоохранительные органы, скорее всего, не за просто так закрывали глаза, - говорит в интервью «НИ» член отделения партии ЛДПР в Мостовском районе Краснодарского края Руслан Кузьмин. Как это можно ещё описать? Люди на митинге говорили, что это не единичный случай у банды. Конечно, не такое зверское убийство, но были случаи, когда эти же ребята избивали, крали. И всего чего-то ждали, все молчали, делали вид, что ничего не происходит. Жители говорят, что полмиллиона рублей было заплачено однажды потерпевшему за то, чтобы преступление замяли! Люди говорят это только сейчас. Мы предлагаем им перенести всё это в бумажную форму, задокументировать, чтобы были не доводы, а факты. И люди снова боятся!

Но жители не боятся подростков, полагает Кузьмин.

Подростки могли быть лишь низшими звеньями наркосообщества – распространителями. А на верхушке преступной пирамиды – серьёзные люди, которым закон не писан, они работали в связке с властью.

Были попытки – граждане докладывали о реальной обстановке правоохранительным органам. Но все заминалось на местном уровне. При назначении наказания нужно оценивать все факты – искать, кто стоял над ребятами, и находить тех, кто занимался их укрывательством, - говорит собеседник.

На Кубани есть проблема так называемой станичной закрытости. В случае с Псебаем это тоже имеет место. Я не думаю, что власть краевая и правоохранительные органы не знают о проблемах станиц, потому что жалобы и звонки оттуда поступают бесконечно. Они просто никогда в станицы не приезжают. С жителями небольших населённых пунктов краевые чиновники практически не общаются. У них есть заботы и "поважнее", считает журналист и общественный деятель, активист организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Софья Русова.

Вся ответственность за общение с населением возложена на участковых. Есть проблема именно младшего состава, которые не выносят нагрузки, где укомплектованности не хватает даже на звонки, поступающие по горячей линии. С сокращением личного состава на местах ситуация только ухудшилась. Можно ждать реакции на звонок в "02" по несколько дней, если это не что-то из ряда вон выходящее! Работы у них очень много, жалоб много. Зарплаты - небольшие. Даже в столице Краснодаре участковые жалуются на нищенские доходы.

- Краснодарский край отличается от всей России и своим специфическим социальным устройством. Это такая местная "Сицилия": повсеместные связи криминалитета с органами власти и с бизнесом, свой спрут. Я это ощущаю на себе, работая тут всего несколько месяцев, - говорит журналистка. - Очень мощные этнические диаспоры – они, безусловно, тоже связаны с криминалитетом. В Туапсинском районе, например, есть яркий представитель диаспоры, крупный бизнесмен, он всегда дружил с главой района. Были заведены на него дела уголовные – вплоть до 9 случаев убийств, но он на свободе, занимается бизнесом и у него свое охранное предприятие. Я общалась с довольно большим количеством людей, которые жалуются на вымогательство взяток со стороны правоохранительных органов, со стороны криминала и бизнеса, связанного с властью. И получается такой замкнутый круг. Мы знаем все, как работает Краснодарский краевой суд и на чью сторону он становится.

- С изнасилованиями тут какая-то отдельная история, - говорит Русова. – Часто слышу, что изнасилования совершались и сотрудниками полиции, и представителями бизнеса, и людьми аффилированными с властью. Недавно я общалась с жертвой насилия, которую изнасиловали ещё в 2000-х годах, и сейчас насильник занимает пост депутата Госдумы РФ от одного из районов Краснодарского края. Предлагала жертве предать факт гласности, но она боится, боится её семья. Бывший полицейский одного района мне говорил, что такая практика сложилась из-за негласной установки в органах. Дела по изнасилованиям почти всегда списываются и закрываются, потому что считается, что они портят картинку курортного края.

С наркотиками ситуация – патовая, говорит активистка. Здесь растёт марихуана, мак. Много природных наркотиков и порошков. Уровень наркомании просто жуткий. Больше 30 процентов молодёжи – наркоманы, причём употребляющие постоянно. Но об этом нигде не говорится. Реальная проблема в том, что у подростков облегчён доступ к наркотикам. Я читала описания убийства Дмитриевой. Из них видно, что тут неконтролируемая агрессия перешла все границы - тут вполне очевидно, что именно наркотики изменили психику до такого состояния, я это допускаю.

Как видим, работы у старшего помощника главы СКР Игоря Комиссарова - выше крыше. Криминогенная обстановка в районе запущена. Общественность уже сравнивает жестокое убийство Натальи Дмитриевой со вторым "Кущевским делом". И если мы хотим хотим выкорчевать кущевкое сознание с Кубани с корнями, вспахать придётся не один пласт...

Материалы по теме
"