Posted 22 апреля 2004,, 20:00

Published 22 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Партия – на продажу

Партия – на продажу

22 апреля 2004, 20:00
Выборы прошли, места в парламенте давно поделены, но новые партии продолжают расти, как грибы после дождя. На днях появилась еще одна – Гражданская сетевая партия. Только ее в российском политическом спектре, похоже, и не хватало. «Новые Известия» попытались выяснить, что ждет в недалекой перспективе маленькие политстр

Когда в новостях случайно натыкаешься на название очередной карликовой партии с нулевыми шансами не то что попасть в парламент, а вообще принять участие в выборах, остается только плечами пожимать. Вот, мол, они – издержки демократии. Но когда видишь, как представители этой партии в дорогих костюмах вылезают из своих лимузинов, начинаешь понимать, что не все так просто и этим партийцам все-таки есть что делить, кроме идей и сомнительных регалий.

Каких только партий и движений не породила за свою недолгую жизнь молодая российская демократия. По данным Института региональных проблем, в начале 90-х в стране насчитывалось порядка двух тысяч политических партий! Эксперты фонда «Индем» с Георгием Сатаровым во главе насчитали более 60 партийных подвидов – от «экологистов» и «оранжевых» до «либертарианцев» и «социал-патриотов».

Впрочем, если не обращать внимания на вывеску, то партии можно условно разделить на три типа. Во-первых, «карманные партии» – для личного пользования в представительских целях. Своя партия, например, есть у певца, бизнесмена и политика Иосифа Кобзона (Российская партия мира) и у бизнесмена Анзори Аксентьева (Всероссийская социалистическая партия). Во-вторых, имеются творения политтехнологов, и таких сегодня большинство. Причем творят как по команде сверху (партия «Жизни» спикера Совета Федерации Сергея Миронова или Народная партия Геннадия Райкова), так и по инициативе снизу в надежде пристроить ее перед очередными выборами в хорошие руки («Народная воля» Сергея Бабурина). И в-третьих, есть коммерческие партии. В этом случае даже фискальные органы не разберутся, какая часть пожертвований идет на партийную работу в целом, а какая – на партийного босса в частности.

С приходом к власти Владимира Путина из Кремля недвусмысленно намекнули, что многопартийность хороша, но в меру, и в 2001 году после принятия закона «О политических партиях» началась радикальная зачистка политического пространства от партий-сорняков. И теперь в Минюсте зарегистрировано менее полусотни партий. Если раньше новорожденное политическое образование при регистрации фактически просто уведомляло государство о своем существовании, то теперь партии нужно получить на свое бытие разрешение. А это, как водится в нашей стране, дело непростое. Для начала нужно зарегистрировать в Минюсте оргкомитет по созданию партии. Затем в течение полугода зарегистрировать не менее 45 региональных отделений (в более чем половине субъектов Федерации). После этого в течение года необходимо провести учредительный съезд. Партия теперь может быть только федеральной – региональные законом не предусмотрены в принципе.

Между тем маленькие партии не стоит недооценивать. Федеральным гигантам, например, срочно могут потребоваться региональные отделения. Вот тут-то и пригодятся карлики. По мнению директора Института региональных проблем Максима Дианова, они являются ценным пропагандистским и политтехнологическим ресурсом. То же «Единство» в прошлой Думе состояло из 7 партий, в нынешнюю фракцию «Родина», кроме 3 блокообразующих партий, входят несколько мелких политических структур. Классическим примером можно назвать Народно-патриотический союз России, насчитывающий более 200 организаций.

Похоже, что благодаря новому законодательству партийное строительство превращается в выгодный бизнес. «Прямой покупки нет. Просто на определенных условиях некая местная структура дает согласие называться региональной организацией. Большинство российских партий имеют именно такие подразделения. Но им как минимум нужно оплачивать аренду помещения, работу руководителя, секретаря, каких-то технических работников», – рассказал «НИ» г-н Дианов. Расценки на такие услуги везде разные. Если пройтись по самым дешевым регионам, взять, скажем, Корякский автономный округ, то можно потратить всего несколько сотен долларов. Тогда как в Москве и с десятками тысяч не факт, что можно чего-то достичь. На создание партии «с нуля», по данным г-на Дианова, хорошему организатору вполне может хватить 100 тыс. долларов. «За эти деньги партия будет зарегистрирована и будет существовать по крайней мере до первой проверки Минюста, когда могут обнаружиться какие-то нарушения», – уточнил специалист.

"