Posted 22 марта 2004,, 21:00

Published 22 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Марк Урнов

Марк Урнов

22 марта 2004, 21:00
На днях фонд аналитических программ «Экспертиза» обнародовал результаты исследования, проведенного с целью «радикальный авторитаризм в российском массовом сознании». Оказалось, что от 60 до 75% населения поддерживают авторитарные идеи, склонны к национализму и готовы частично или полностью отказаться от демократических

– Ваше исследование выявило, что сторонников авторитаризма в России гораздо больше, чем людей, разделяющих демократические идеалы. А вы ожидали получить другие результаты?

– Мы ожидали получить примерно то, что и получили. О тенденциях, складывающихся в обществе, мы догадывались, но у нас не было цифр. А теперь мы увидели, насколько массовое сознание может поддаться соблазну вот такого совсем уж распоясавшегося, жесткого, ничем не прикрытого авторитаризма, национализма, ксенофобии. Респондентам было предложено выбрать одно из двух полярных суждений – авторитарного и либерального. И, к великому сожалению, большинство опрошенных солидаризовались с авторитарными суждениями.

– То есть либералов в России становится все меньше и меньше?

– Аналогичные опросы с такими формулировками раньше не проводились. И о динамике можно судить, только сопоставляя происходящее в стране с тем, что было раньше. А мы видим, что в России никогда прежде не было столь массовых, активных выступлений скинхедов. И я берусь утверждать, что волна национализма, ксенофобии и авторитарности в российском обществе нарастает. Причем связано это не с тем, что люди плохо живут. Напротив, подобные вещи происходят, когда жизнь становится чуть лучше и у людей начинают стремительно расти запросы. А остальное зависит лишь от моральной атмосферы в обществе. Можно реализовать свою энергию в творческой работе по достижению того, что ты хочешь, либо она проявляется в зависти, злобе, комплексах. Сейчас у большинства преобладает второе. Причем наблюдаются на первый взгляд парадоксальные вещи. Люди, работающие в частном секторе, часто выступают за возвращение промышленности государству, наивно полагая, что когда все вернется в госсектор, они получат и тот же уровень зарплат, и стабильность, которую обеспечивает государство. Для массового сознания, которое всегда было непоследовательным, отнюдь не очевидно, что свобода и высокие доходы – это всегда риски. Обычный человек хочет иметь все и при этом ничего не платить. И он также не желает заниматься политикой. Люди хотят выбрать один раз сильного политика и чтобы он потом все за них решал. Это типичный синдром бегства от свободы, описанный американским психологом Эриком Фроммом. «Заберите вы от меня эту свободу. Не нужна она мне». Страна по этому параметру расколота отнюдь не пополам. Большинство действительно хочет убежать от свободы. И Россия может впасть в авторитарную кому с полным отсутствием надежд на модернизацию, на рост эффективности производства. Между тем уже в ближайшей перспективе перед страной встанут вопросы, на которые нет авторитарных ответов. Демографические прогнозы свидетельствуют, что население России к 2050 году будет составлять 100 млн. человек. На Дальний Восток приезжают китайские мужчины, женятся на русских женщинах. Получаются хорошие, крепкие семьи, многодетные, но они оказываются уже китайской диаспорой, контролируемой из Китая. Добавьте к этому исламский фактор. А у нас тем временем набирает силу великодержавный экстремизм и русский национализм.

– Так это же естественный ответ на китайскую и исламскую угрозу.

– Это естественный ответ малограмотного дурака. Это не может быть государственным ответом. Потому что иначе Россия развалится уже в обозримом будущем. Единственным рациональным ответом на эти угрозы является вовлечение страны в интенсивную модернизацию, превращение России в часть той великой, возможно уже уходящей, но пока еще остающейся великой, атлантической европейско-американской цивилизации. Что означает модернизация? Это создание такой среды, в которой люди самых разных культур и вероисповеданий могут пробиваться наверх благодаря своим мозгам. Наши поклонники великодержавного национализма рассуждают о великой миссии России, о том, что она богоизбранная, что у нас есть третий путь. И мы рискуем оказаться страной, не прилепленной ни к какой цивилизации вообще. Замкнутым, самодовольным и чуждым для всех организмом – 1% населения мира, почему-то занимающим 13% мировой суши, на которой сосредоточено гигантское количество полезных ископаемых. Эта позиция крайне уязвима.

– Но половина населения считает, что отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии.

– То, что половина населения так считает, это диагноз, а не повод строить на этом политику. Германия или Франция куда более жестко, чем Россия, критиковали США за войну в Ираке. Но они продолжают быть органической частью евро-атлантической цивилизации, потому что построены на либеральных принципах личных свобод, конкуренции, представительной демократии и недопущения крайних форм авторитарных и тоталитарных идеологий. Другое дело, что сейчас сама Европа и США подвержены соблазну свертывания гражданских свобод, потому что ведут войну с терроризмом. Как будет выживать демократия, когда абсолютно необходимо наращивание потенциала спецслужб, когда нужно снимать отпечатки пальцев, прослушивать телефонные разговоры? Как не допустить того, чтобы этот контроль стал самодовлеющим? Это сложнейшие вопросы, активно обсуждаемые в рамках европейско-американской цивилизации. А в умах наших «патриётов» вместо поиска конструктивных ответов на вызовы XXI века забрезжила мысль отгородиться и начать отвечать гражданам, охваченным авторитарным синдромом, «да, ребята, вы правы, мы будем делать, как вы считаете нужным. Вы хотите, чтобы мы были против США? Мы будем против США. Против китайцев? Будем против китайцев. Против мусульман? Будем против мусульман. И еще негров и евреев придавим». Нужно ясно понять: либо страна развалится, либо власть, пока еще суперпопулярная, начнет привносить идеи модернизации в массовое сознание и сознание элит. Которые, кстати сказать, тоже отнюдь не склонны к модернизации. Как заявил недавно один из губернаторов, «Власть дана от Бога, и что ни делает президент, все правильно». Если демократический лидер начинает ориентироваться на самые темные представления населения о том, что этому населению надо, это путь к развалу страны. А стране надо, чтобы заработали механизмы политической и экономической конкуренции, независимые суды, исчезла коррупция, чтобы бизнес перестали пугать государственной властью, оппозиции дали возможность кусать власть, больно кусать. И тогда лучшие из людей смогут пробиться наверх, начать организовывать, что нужно, и тянуть за собой всех остальных. Нынешнему государству и беспрецедентно популярному лидеру это под силу. Так что на нынешней власти лежит куда большая ответственность за судьбу страны, чем на Ельцине, потому что она популярна и может то, чего непопулярный Ельцин не мог. Нужно выруливать на путь представительной демократии, или лет через 30 страны не будет как таковой. И это не истерика, а аналитический факт, может быть только поданный слишком эмоционально.



«Тем, кто мешает президенту, не место в России»

Исследование Фонда аналитических программ «Экспертиза» «Радикальный авторитаризм в российском массовом сознании» проведено в феврале 2004 года. Было опрошено свыше 2500 человек в 42 населенных пунктах РФ из всех 7 федеральных округов.

Половина опрошенных респондентов полагает, что как бы ни складывалась международная ситуация, отношения между Россией и Западом всегда будут строиться на недоверии. А 60% высказались за то, чтобы лишь «с крайней осторожностью допускать приток в страну иностранного капитала». 49% заявили, что им все равно, какими методами действует политик, если его деятельность «идет на благо народу». А 45% полагают, что «тем, кто мешает президенту проводить его политику, не место в нашей стране».

Большинство опрошенных считают позитивными традициями армейское воспитание молодежи, антииндивидуализм и «духовность», противопоставляя их материальному благополучию и «культурности». Так, 62% высказались за обязательную военную подготовку в школах и вузах. А 51% согласились с утверждением, что «величие России измеряется величием души нашего народа, а не уровнем наших доходов и чистотой подъездов». При этом 65% убеждены, что большинство богатых людей в России – это воры, а 61% считают, что разбогатеть можно, только нарушая законы. Правда, при этом 61% опрошенных заявили, что сами хотят быть богатыми, и лишь 25% не хотят. В то же время больше половины опрошенных отнесли себя к зажиточным или среднему классу и лишь 39% к бедным и нищим.

Держать человека в тюрьме без суда согласны 73% опрошенных, и лишь 16% находят это недопустимым ни при каких обстоятельствах. 48% убеждены, что в работе правоохранительных органов самое важное – «остановить преступность, даже если для этого нужно будет нарушить права обвиняемых».

"