Posted 22 марта 2004,, 21:00

Published 22 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

У закона шансов нет

У закона шансов нет

22 марта 2004, 21:00
Принятие закона о парламентских расследованиях позволило бы раскрыть многие тайны. Трагедия на Дубровке и дефолт 1998 года могли получить новую, неожиданную оценку. Однако, по мнению создателей закона, в подконтрольной партии власти Думе у него нет шансов.

В первом чтении поправка в Конституцию о парламентских расследованиях была принята еще позапрошлой Думой 22 сентября 1999 года. Она дополняла 103-ю статью Конституции, в которой перечислены функции Госдумы, пунктом о праве депутатов создавать комиссии для парламентских расследований. А 7 октября минувшего года, ровно за два месяца до парламентских выборов, думцы приняли в первом чтении закон «О парламентских расследованиях Федерального собрания Российской Федерации». Закон дает право депутатам Госдумы и членам Совета Федерации расследовать деятельность всех должностных лиц страны, за исключением президента. Для чего члены парламентских комиссий получают доступ к любой информации, в том числе содержащей государственную и коммерческую тайну.

Сейчас поправка вместе с законом находится в комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы. Дата второго чтения пока не определена. Между тем из 128 депутатов, инициировавших в 1999 году поправку в Конституцию, в Думе остались 24 человека. И иллюзий о ее перспективах они не имеют – нынешней, подконтрольной «Единой России» Госдуме парламентские расследования не нужны.

Один из авторов поправки, депутат от КПРФ Валентин Романов убежден в двух вещах: что «актуальность проблемы остается и что в этой Думе закон будет похоронен». По мнению депутата, поправку в Конституцию, помимо КПРФ, поддержит только «половина «Родины», если «Родина» к тому времени сохранится». На депутатов из других фракций у него надежды нет. «На одном из последних заседаний я внес предложение вызывать премьер-министра в связи с пожарами и техногенными катастрофами, – заявил он корреспонденту «НИ». – «За» проголосовали всего 79 депутатов! На следующем заседании я, помня реплику Жириновского, что не надо пока тревожить премьера, предложил пригласить двух министров – Шойгу и Нургалиева. И предложение вновь было провалено. Не следует ожидать, что в такой Думе будет принят закон о новых полномочиях парламентских комиссий».

По утверждению координатора фракции КПРФ Сергея Решульского, в нынешней Госдуме сложилась такая практика, что подготовленные депутатами прошлой Думы и даже принятые в первом чтении законопроекты просто выносят на заседание и тут же снимают с рассмотрения. Поэтому «все зависит от команды, которую получит «Единая Россия».

Члены мелких думских фракций – ЛДПР и «Родины» идею в целом поддерживают и за поправку в Конституцию проголосовать готовы, прекрасно при этом понимая, что от их голосов ничего не зависит. Так, Алексей Митрофанов в беседе с корреспондентом «НИ» с увлечением принялся рассуждать о расследованиях «по большим политическим вопросам, когда обычное следствие невозможно, например, дефолт 1998 года». А Андрей Савельев из «Родины» назвал главным препятствием для принятия поправки позицию «Единой России», состоящую в том, что парламентский контроль – это «вмешательство в деятельность исполнительной власти». «Единоросс» Николай Безбородов, выступивший в 1999 году в числе инициаторов поправки, от нее не отказывается, но также убежден, что она не пройдет. По его словам, существует установка не менять Конституцию, и «Единая Россия» не позволит ее менять.

"