Posted 22 января 2008,, 21:00

Published 22 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

План преемника

План преемника

22 января 2008, 21:00
Вчера в столичном «Манеже» состоялся второй Общероссийский гражданский форум. Публичной площадкой, на которой собрались около 1200 представителей общественных организаций, воспользовался кандидат в президенты Дмитрий Медведев, который изложил делегатам тезисы своей предвыборной программы. Первый вице-премьер заявил, ч
Сюжет
Выборы

Второй Общероссийский гражданский форум кардинально отличался от прошедшего семь лет назад первого. Тогда форум открывали президент Владимир Путин и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Сейчас главную речь произносил первый вице-премьер и кандидат в президенты Дмитрий Медведев, а Людмилы Алексеевой, как и многих известных независимых правозащитников, на этот раз не было вообще. Как заявил вчера руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, лично он получил приглашение на том этапе, когда уже не было возможности принять участие в политсовете и повлиять на повестку дня.

Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский, стоящий возле стенда, на котором презентовались книги, выпушенные его издательством (в числе которых и книга «План Путина. Руководство для будущих президентов»), высказал мнение, что многих правозащитников не пригласили из-за их связи с политической деятельностью. «Непонятно иногда, к НКО или к определенным политическим партиям они относятся», – сказал он «НИ». Но зато свою причастность к «Единой России» и к прокремлевским молодежным движениям г-н Павловский отверг с ходу, объявив, что он «со всеми сотрудничает».

Открыл форум, проводимый под эгидой Общественной палаты, секретарь ОП Евгений Велихов. Он рассказал, что со времени проведения первого форума состояние гражданского общества существенно изменилось. В частности, «увеличилось количество некоммерческих организаций, началась их государственная поддержка, появились общественные советы при министерствах и ведомствах». Перечислив это, г-н Велихов резюмировал, что гражданское общество в России есть, и более того, оно «развивается и весьма динамично». Члену Общественной палаты, председателю Московского бюро по правам человека Александру Броду пришлось, в отсутствии других значимых фигур, выступать от имени правозащитников. Г-на Брод обрушился на бывших советских диссидентов, чья деятельность «была необходима при разрушении тоталитарной системы», но сейчас «многие из них полностью сконцентрировались лишь на критике власти, не чувствуя общественных и политических перемен», и «забыли про человека, про ежедневную работу по защите граждан, которой необходимо заниматься».

Дмитрий Медведев, выйдя на трибуну, извинился, что займет больше времени, чем предыдущие выступающие. «Гражданские форумы проводятся слишком редко, нужно успеть выступить», – сказал он. Затем г-н Медведев вспомнил, что гражданское общество рождалось «с болезненными усилиями и в противоречивых событиях». Кандидат в президенты процитировал утверждение Владимира Путина о том, что «лимит на революции и гражданские конфликты был исчерпан в прошлом веке», и заявил, что России нужны «десятилетия стабильного развития», чего наша страна была лишена раньше. Поговорив о гражданском обществе, чья роль «всепроникающая и незаменимая», г-н Медведев переключился на бизнесменов, отметив, что сейчас необходимо «держать твердый курс на свободное предпринимательство» и защищать право собственности. Затем он раскритиковал господствующий в России правовой нигилизм, утверждая, что «таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастать ни одна страна», и заключил, что «борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу».

Затем кандидат в президенты впервые сделал заявления, касающиеся внешнеполитической деятельности. По словам Дмитрия Медведева, внешняя политика России полностью соответствует современным стандартам международной жизни. Он назвал естественным переход на мировые цены при поставках энергоносителей в страны СНГ. Озабоченность же Запада политикой России г-н Медведев связал с тем, что «им не ясно, куда движется Россия», и «что мы собираемся делать в перспективе».

"