Posted 22 января 2006,, 21:00

Published 22 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:29

Updated 8 марта, 02:29

Михаил Федотов

Михаил Федотов

22 января 2006, 21:00
Воспаление сырьевого придатка

Так бывает, и нередко. И не только в нашей стране. На трибуну поднимается светоч науки, чтобы рассказать о чудесах новых технологий, а из динамиков прямо в уши вываливается мусор из отдельных слогов, хрипов и писков. Ясно: микрофон барахлит. Мелочь по сравнению с новыми технологиями, а не работает. И не дает уважаемому лектору донести до слушателей то, что он знает, а они еще нет. Конечно, обслуга быстро заменяет неисправный микрофон, но неприятный осадок недоверия к всесилию новых технологий остается.

Недавние события на топливо-энергетическом фронте заставили многих россиян почувствовать себя не в 21-м веке, а где-то в послевоенной середине 20-го, посреди разрухи и неустроенности. Невесть откуда на Крещенье появившийся в России Генерал Мороз, легендарный победитель Наполеона и Гитлера, сковал не только давно проржавевшие трубы, но и способность тэковских начальников более или менее сносно выполнять те обязанности, за которые с рядовых потребителей они исправно сдирают семь шкур в рублях по курсу ЦБ.

В такой ситуации дело спасения замерзающих – дело рук самих замерзающих. Москвичи и жители других городов, рискнувшие в свое время газифицировать свои дачи, были вынуждены сутки напролет дежурить у котлов, чтобы успеть среагировать в случае, если давление в сети упадет еще ниже или же подачу газа вообще временно – на минуту-другую, но и этого вполне достаточно для того, чтобы котлы погасли – прекратят. За пределами столицы ежедневные отключения электричества стали нормой, вследствие чего холодильники, например, превратились из хранителей продуктов в производителей отбросов, а резкие скачки напряжения обеспечили мастерские по ремонту электроники и бытовой техники заказами на несколько месяцев вперед. А сколько паяльных ламп было куплено в эти дни с единственной целью – растопить лед в водопроводных трубах! И только транзисторный приемник, не зависящий ни от Чубайса, ни от Миллера, а только от батареек и свободы слова, добросовестно подбадривал замерзающих сообщениями о нехватке газа и взрывах на газопроводах, о разбронировании государственных стратегических запасов топлива и авариях на теплотрассах, о ежедневно почти завершенном, но нескончаемом ремонте отопительных систем в подмосковном Томилино...

Да, не жили наши предки хорошо – с газом, паровым отоплением, горячим водоснабжением, с такими и эдакими телефонами, с кабельным и спутниковым телевидением, с Интернетом и т.д. – и нам нечего было привыкать. Раз у нас зимой бывают морозы, значит, не судьба нам жить вместе со всем цивилизованным человечеством в 21-м веке, а исключительно в медвежьем углу, с волками жить и по-волчьи выть.

Но тут я вспомнил недавние слова наших руководителей о том, что Россия в настоящее время превращается в мировую энергетическую сверхдержаву, и сразу понял, как жестоко ошибался в своих упаднических настроениях. Конечно же, наше сегодняшнее зуб на зуб непопадание – не более чем мелкие неприятности, сопутствующие этому чудесному превращению. Ведь недаром же Царевна-лягушка так старательно скрывала от своего жениха сам процесс превращения лягушки в царевну и обратно.

Нет, я не против быть гражданином мировой энергетической сверхдержавы. Это гораздо лучше, чем быть гражданином мировой ядерной сверхдержавы, поскольку в последнем случае ты являешься еще и наиболее вероятной жертвой пресловутого «атома на страже мира». К слову сказать, именно ради обретения статуса мировой ядерной сверхдержавы наш народ в свое время жил в самом мрачном и бедном бараке социалистического лагеря, на самом скудном пайке продовольствия, жилплощади и ширпотреба, не говоря уже о свободе и справедливости. Неужели ради превращения сырьевого придатка в мировую энергетическую сверхдержаву населению придется переходить на «буржуйки»?

События последнего времени показывают, что подобный сценарий не исключен. С одной стороны, мы шантажируем высоченными ценами на газ наших ближайших соседей, членов СНГ. Кстати, СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств, то есть сообщество вполне самостоятельных друзей, а вовсе не заклятых врагов или дворовой прислуги. С другой стороны, мы пугаем дальнее зарубежье непостоянством своей «дружбы-вражды» со странами, через которые проходят трубопроводы. Одновременно страны-потребители из дальнего зарубежья по причине своей врожденной расчетливости, а не для того, чтобы насолить, то и дело напоминают нам, что ими, дескать, недополучено столько-то и столько-то кубометров голубого топлива. Наши же газовые генералы отвечают, что, мол, все отгружено, а если не получено, то, значит, по дороге «стырили». Но теперь в дело вмешался Генерал Мороз со своим белым воинством, и оказалось, что потенциальная мировая энергетическая сверхдержава и себя-то обеспечивает из последних сил, с кошмарными перегрузками, за гранью возможного. Как, оказывается, здорово, что у нас далеко не вся страна газифицирована. Даже в газоносных регионах есть немало населенных пунктов, где не ступала газовая труба. А если бы и там загудели газовые котлы и кухонные плиты, то что бы осталось другим городам и странам? Вот почему мне кажется, что России следовало бы сначала стать энергетической сверхдержавой в России и только потом – во всем остальном мире. А иначе так и останемся сырьевым придатком с воспаленным воображением.

"