Posted 21 ноября 2012,, 20:00

Published 21 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Эффект плацебо

21 ноября 2012, 20:00
Сегодня межведомственная комиссия по мониторингу деятельности образовательных учреждений решит судьбу вузов, признанных неэффективными. Во вторник на сайте Министерства образования и науки появилась уточненная версия «черного списка». Ведомство разделило неэффективные вузы на четыре группы: подлежащие реорганизации, по

В список тех, кому, по-видимому, уже не избежать слияния с более крупными и эффективными учебными заведениями, попали, в основном, филиалы вузов. Но есть и самостоятельные крупные вузы, педагогические и сельскохозяйственные. Так, в этом перечне фигурируют, например, Московский государственный агроинженерный университет им. Горячкина, Московский госуниверситет природообустройства, Вологодский государственный педагогический университет, Борисоглебский государственный педагогический институт, Кузбасская педагогическая госакадемия, Донской аграрный госуниверситет и Государственный педагогический институт Республики Коми.

Для вузов, нуждающихся в оптимизации, предполагается до конца текущего года разработать программы развития. В список попали Брянская государственная инженерно-технологическая академия, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Государственный университет по землеустройству, Московский педагогический государственный университет, Государственный университет управления, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия.

Неэффективными из-за специфики их деятельности чиновники признали творческие вузы – МАРХИ, Литинститут им. Горького, Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, Государственный специализированный институт искусств, где учат ребят-инвалидов, Краснодарский государственный университет культуры и искусств и некоторые специализированные отраслевые вузы.

В последнем списке – вузы и филиалы, по которым конкретного решения принято не было. Это РГГУ, РГТЭУ, Ингушский госуниверситет, Пермский государственный педагогический университет, Арктический государственный институт искусств и культуры, а также вузы, подведомственные не только Минобрнауки, но и другим федеральным ведомствам (в основном, силовым).

Больше всего недоумения у экспертов вызвало отнесение к неэффективным творческих и спортивных вузов «на основании специализации». «В эту группу попали лучшие вузы – флагманы отечественного образования», – утверждает в беседе с «НИ» глава Российского студенческого союза Артем Хромов. Наш собеседник также обращает внимание на то, что процесс реорганизации и оптимизации, который предстоит пройти наименее эффективным вузам, не прописан законодательно. «Под ними подразумевается объединение вузов, смена руководства, сокращение финансирования. У всего этого много негативных последствий, например, рост стоимости обучения и сокращение профессорско-преподавательского состава», – заявляет г-н Хромов. По его мнению, реорганизация и оптимизация могут свестись к сокращению числа преподавателей, чтобы повысить зарплату, и сокращению приема студентов, чтобы на каждого из них приходилось больше квадратных метров (площадь вуза, приходящаяся на одного студента – один из критериев оценки эффективности учебного заведения).

Ни общество, ни представители вузов так и не поняли, чем университеты, академии и институты из «черного списка» отличаются от других, говорит в беседе с «НИ» ректор Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) Сергей Бабурин: «Мониторинг министерства полузакрытый, непонятный, непрофессиональный. Критерии необъективны, общих итогов нет». Г-н Бабурин напомнил «НИ», что 25 региональных филиалов РГТЭУ признаны эффективными, а вот московский вуз, где из 80 тыс. студентов университета учатся только 14,5 тысячи, попал в список неэффективных.

"