Posted 21 ноября 2004,, 21:00

Published 21 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Михаил Федотов

Михаил Федотов

21 ноября 2004, 21:00
Возвращение в «совок»

Чертовски приятно ощущать возвращение в нашу жизнь всего, что ассоциируется с годами молодости. То вдруг мелькнет на каком-нибудь прилавке торт «Киевский», то чай «со слоном», то еще что-нибудь из обязательного набора месткомовских праздничных «заказов». Видимо, ностальгия по ушедшей молодости не чужда и нашим властям, раз они настойчиво возвращаются к таким совершенно не рифмующимся с демократией и рыночной экономикой понятиям, как показуха и партноменклатура.

Например, на минувшей неделе явление показухи воплотилось в судебный процесс над московским автомобилистом, осмелившимся предложить взятку сотруднику ГИБДД. Уверен, что все участники этого действа прекрасно отдавали себе отчет в полной абсурдности происходящего. С одной стороны, дача взятки хранителю двойной осевой линии действительно является преступлением. С другой стороны, это широко распространенный и бережно хранимый обычай – источник дохода для одних и средство ухода от несоразмерной траты времени, сил и терпимости к хамству – для других. Есть много способов излечить общество от этой формы низовой коррупции, однако власти упорно их не замечают. Ведь можно ограничиться показной имитацией борьбы, чтобы, с одной стороны, проявить рвение, а с другой – предусмотрительность. К слову сказать, образованный ровно год назад, 24 ноября 2003 года, Совет при президенте по борьбе с коррупцией так до сих пор и остается для общества не более чем набором важных слов. Мы даже не знаем, кто теперь в нем председательствует, поскольку на первом заседании, 12 января 2004 года, на этот пост сроком на шесть месяцев был избран тогдашний премьер Михаил Касьянов. С тех пор у нас и премьер другой, и срок давно истек, а совет так и не думает собираться. Впрочем, в Положении о совете предусмотрительно записано, что он собирается «по мере необходимости». Стало быть, перед выборами была необходимость, а теперь – нет.

Зато теперь на повестке дня другая необходимость – создание условий, «при которых страна не подвергалась бы опасности дезинтеграции, чтобы свободы и полномочия регионов не приводили к сепаратизму, но чтобы государство эффективно функционировало и обеспечивало свободы граждан». Решить такую сложнейшую задачу предлагается просто: во-первых, отнять у граждан и отдать Кремлю право выбирать областных губернаторов и республиканских президентов; во-вторых, дать Кремлю право увольнять региональных начальников и распускать законодательные собрания; в-третьих, вернуть губернаторов в верхнюю палату парламента, а из нижней выкинуть депутатов-одномандатников. В результате мы станем очевидцами редкого природного явления – реинкарнации партноменклатуры, многократно публично проклятой и даже осужденной Конституционным судом в решении по «делу КПСС». В этом поистине историческом, но подзабытом документе отмечалось: «Практически до конца своей деятельности КПСС сохраняла номенклатуру. Последний список номенклатуры был утвержден ЦК КПСС 7 августа 1991 года. В него включены 7 тысяч человек, занимающих ключевые должности в государстве, – президенты республик, председатели Советов министров и так далее».



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"