Posted 21 октября 2013,, 20:00

Published 21 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Нулевые ожидания

21 октября 2013, 20:00
Вчера на заседании Совета по иностранным инвестициям премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в настоящий момент ожидания по росту российской экономики в 2013 году колеблются на уровне 2%, а рост промышленности находится почти на нуле. Эксперты в один голос говорят, что даже такие, казалось бы, низкие цифры прогноз

«Больше года у нас в экономике идет спад. Откуда вообще взяться росту? Даже такому незначительному. Правительство опять публикует факты, которые бы демонстрировали не реальное положение дел, а их якобы «работу» по улучшению экономики», – недоумевает президент экспертного центра «Неокон» Михаил Хазин. Более того, удивительно, но цифры, озвученные премьер-министром, даже выше тех, о которых официально заявляет Министерство экономического развития (МЭР). В настоящий момент прогнозы ведомства скромнее заявленных 2% – оно ожидает, что годовой прирост ВВП страны составит не более 1,8%. «Это совершенно нереальные цифры. Даже само Минэкономразвития в них не верит, потому что, чтобы их достичь, ежемесячно до конца текущего года должен наблюдаться рост экономики в 3%. А это невозможно», – говорит «НИ» директор Института стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев.

Эти ожидания более чем в два раза ниже тех, что назывались в конце прошлого года, тогда Минэкономразвития прогнозировало на 2013 год рост в 4%. Такие расхождения в оценках и необходимость их постоянной корректировки возникают из-за того, что при разработке прогнозов специалисты вынуждены учитывать политическую конъюнктуру и желания руководства страны в отношении ожидаемых темпов роста. Неоднократно подчеркивалось, что такой подход недопустим и должен искореняться. Но, как показывает практика, для ведомств и организаций, готовящих прогнозы, пока все еще проще представить изначально завышенные цифры, чтобы позже их скорректировать в соответствии с реальной ситуацией.

Состояние российской экономики во многом зависит от состояния мировой экономики, в систему которой Россия встраивалась очень долго. Но теперь пожинает не только плюсы, но и очевидные минусы. А ведущие международные организации также демонстрируют неожиданную неспособность прийти к единому мнению относительно оценок роста мировой экономики на текущий год, хотя все и сходятся на том, что показатели будут низкими. «Международный валютный фонд понизил ожидаемый мировой ВВП с 3,1 до 2,9%, Европейский банк реконструкции и развития гораздо значительнее повысил – до 1,8%, Всемирный банк понизил – с 2,4 до 2,2%», – отметил глава правительства в своем выступлении.

По его же словам, самый значительный спад наблюдается в промышленной отрасли. В общей сложности за прошедшие девять месяцев она выросла лишь на 0,1%. И днем ранее в ходе дискуссии на российской сессии Всемирного экономического форума, говоря об этой проблеме, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что России не стоит ожидать серьезного инновационного и технологического развития в несырьевых отраслях до тех пор, пока не упадет цена на нефть. И хотя премьер-министр признал, что снижение цен на нефть создаст определенные трудности для властей, имеющих значительные социальные обязательства перед населением, он видит сплошные преимущества для тех, кто к сырьевому сектору не относится.

По мнению экспертов, воспринимать подобные заявления о положительном влиянии цен на нефть и необходимости избавляться от излишней сырьевой зависимости экономики всерьез нельзя. Для того чтобы развиваться и расти при падающих ценах на нефть, нужно иметь институционально совершенно другую экономику, нежели та, что в настоящий момент сложилась в России. «Очень странно в очередной раз слышать о сырьевом проклятии после того, как правительство страны двадцать лет скрупулезно выстраивало зависимую от сырья экономику, – заявляет г-н Николаев. – Нельзя так просто сказать, что падение цен на нефть положительно скажется на российской экономике. Если они (цены на нефть. – «НИ») упадут сейчас, нынешняя экономическая ситуация покажется нам цветочками по сравнению с кризисом, который случится после».

Михаил Хазин поддерживает это мнение: «В рамках реализуемой экономической модели сегодня нет никаких предпосылок для развития и роста промышленного и несырьевого сектора». Для того чтобы возможное снижение цен на нефть не оказало на Россию непоправимого отрицательного влияния и могло быть использовано для развития инноваций и технологий, необходимо перепрофилирование российской экономики и ориентация ее на менее сырьевое производство. Что почти невозможно реализовать в ближайшие несколько не то что лет, но даже десятилетий.

"