Posted 21 августа 2007,, 20:00

Published 21 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

«Не идут на контакт»

21 августа 2007, 20:00
Дело новосибирских физиков Олега и Игоря Мининых продолжает набирать обороты. Вчера в ФСБ заявили, что судебная экспертиза подтвердила наличие секретных материалов в написанной ими книге. Сами ученые ничего не комментируют, так как дали подписку о неразглашении подробностей дела. Однако, по версии экспертов, служителей

Вчера стало известно, что судебная экспертиза УФСБ Новосибирской области пришла к выводу – ученые-физики Олег и Игорь Минины в своей книге все же разгласили государственную тайну. «В настоящее время Следственное управление ФСБ России проводит изучение материалов этого уголовного дела, по результатам которого будет определена судебная перспектива и принято соответствующее правовое решение», – говорится в заявлении ФСБ.

Напомним, что поводом для возбуждения уголовного дела против Олега и Игоря Мининых стала написанная учеными книга, хотя подробности этой истории и сами тянут на книжный сюжет. Братья Минины написали ставшую для них роковой книгу к 75-летию своего отца, тоже ученого Владилена Минина. Он долгие годы руководил Институтом прикладной физики, об истории и достижениях которого и рассказали братья в своем труде. Их книга «Институт прикладной физики: научные школы и технологии» была издана на базе Новосибирского технического университета (НГТУ). Любопытно, что специальный отдел НГТУ проверил рукопись на предмет раскрытия гостайны, но ничего предосудительного не обнаружил. Между тем, по версии сотрудников Новосибирского УФСБ, содержащаяся в книге информация о разработках оптических и радиоэлектронных завес является секретной и разглашению не подлежит. Тираж книжки (50 экземпляров) был немедленно изъят из обращения. Сейчас дело получило широкий общественный резонанс: в защиту ученых выступили президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, академик РАН Юрий Рыжов и другие известные правозащитники. В минувший понедельник они направили обращение к уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину. Ранее еще одно письмо было отправлено лично генпрокурору РФ Юрию Чайке.

Комментариев самих Олега и Игоря Мининых «НИ» получить не удалось, так как с них взяли подписку о неразглашении материалов дела. Сейчас они находятся дома, но общаться с журналистами не имеют права. «Дело в том, что Минины, как и все новосибирские ученые, запуганы, поэтому не идут на контакт. Их адвокат тоже опасается что-то рассказывать», – пояснил «НИ» ответственный секретарь общества защиты ученых Эрнст Черный.

Примечательно, что это дело появилось в то время, когда еще не улеглись страсти по предыдущему – в отношении завлабораторией Института химической кинетики и горения Сибирского отделения РАН Олега Коробейничева. Его тоже обвиняли в разглашении государственных секретов. Впоследствии, однако, дело прекратили из-за отсутствия состава преступления, а из прокуратуры Олегу Коробейничеву пришло письмо с официальными извинениями. Сейчас защита ученого пытается добиться извинений не только от прокуратуры, но и от УФСБ, а также ждет появления оправдательных публикаций в СМИ. Сам Олег Коробейничев также отказался дать «НИ» комментарии, видимо, Эрнст Черный не ошибся и ученые в городе науки Новосибирске действительно напуганы целой чередой уголовных дел против коллег.

КАК ИСКАЛИ УЧЕНЫХ-ШПИОНОВ

19 декабря 2000 года Приморский краевой суд признал невиновным заведующего лабораторией Тихоокеанского океанологического института Владимира Сойфера, у которого в квартире ФСБ обнаружила секретные документы, касающиеся ядерной океанологии.
19 февраля 2003 года Мосгорсуд дал восемь лет условно профессору МГТУ имени Баумана Анатолию Бабкину. Ученого признали виновным в попытке передачи американцу Эдмонду Поупу чертежей торпеды «Шквал».
25 августа 2003 года Приморский краевой суд дал два года условно и амнистировал заведующего лабораторией Тихоокеанского океанологического института Владимира Щурова. Он обвинялся в отправке в Китай акустических модулей, способных улавливать малейшие шумы подводных лодок.
7 апреля 2004 года Московский городской суд приговорил сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина к 15 годам тюрьмы за передачу британской фирме секретных сведений о новейших видах российского оружия.
24 ноября 2004 года суд присяжных Красноярского краевого суда приговорил руководителя Теплофизического центра при Красноярском техническом университете Валентина Данилова к 14 годам строгого режима. Ученого признали виновным в передаче государственных секретов Китаю.
С октября 2005 года в Москве находятся под следствием в Лефортовском СИЗО гендиректор ЗАО «Компания ЦНИИМАШ-Экспорт» Игорь Решетин и главный экономист предприятия Сергей Визир. Заместитель Решетина Сергей Твердохлебов после года заключения был выпущен на свободу и вскоре скончался от сердечной недостаточности. Их обвиняют в передаче Китаю технологий двойного назначения.
8 августа 2006 года Верховный суд Башкирии приговорил к шести годам заключения условно директора Института проблем сверхпластичности металлов РАН академика Оскара Кайбышева за разглашение гостайны. Ученого обвинили в передаче Южной Корее технологий двойного назначения, а также в растрате средств возглавляемого им института.
В мае 2007 года в Новосибирске прекращено уголовное дело «за отсутствием состава преступления» против заведующего лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН Олега Коробейничева, которого обвиняли в передаче информации о новых видах твердого ракетного топлива в Пентагон.

"