Posted 21 июля 2013,, 20:00

Published 21 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

Что у нас по программе

Что у нас по программе

21 июля 2013, 20:00
Вчера правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Документ создали под эгидой Минрегионразвития четыре экс-министра по делам национальностей – Вячеслав Михайлов, Валерий Тишков, Владимир Зорин и Рамазан Абдулатипов.

Целью разработки и принятия плана указаны укрепление духовной общности и единства многонационального российского народа, обеспечение гармоничных межнациональных отношений, улучшение госуправления в области национальной политики, гарантирование равноправия граждан и реализация их конституционных прав. Помимо этого документ предусматривает проведение мероприятий по созданию условий для культурной и социальной адаптации приезжих, развитию и сохранению этнического разнообразия народов страны, поддержке русского языка в качестве государственного, совершенствованию системы образования и патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечению социально-экономических предпосылок для эффективного воплощения в жизнь национальной политики. Меры реализации изложены в 82 пунктах.

С 2004 года масштабных проектов в сфере национальной политики в РФ не предпринималось. Однако после событий, происшедших в декабре 2010 года на столичной Манежной площади, вопрос снова стал актуальным. Кремль попытался создать должность омбудсмена по межнациональным взаимоотношениям, но отчего-то далее попытки дело не двинулось. Затем о крупных национальных проектах в предвыборный период заговорил Владимир Путин. Летом 2011 года он создал в аппарате правительства отдел по вопросам национальных отношений. В период нахождения в качестве кандидата на пост президента им была написана статья «Россия: национальный вопрос». А после инаугурации Владимир Путин создал совет при президенте по межнациональным отношениям.

В марте текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил подпрограмму «Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года», входившую в подготовленную Минрегионом ФЦП «Региональная политика и федеративные отношения до 2020 года», общая стоимость которой оценивалась в 154,8 млрд. руб. Затем стратегию выделили из ФЦП в самостоятельную программу. Ранее на подпрограмму Минрегион предлагал израсходовать 94,8 млрд. руб.: на переселение соотечественников – 22,2 млрд. руб., на укрепление единства нации – 38 млрд. руб. Однако после исчезновения приставки «под» запросил уже 381 млрд. рублей.

На эти деньги регионам следовало организовать празднования юбилейных дат единства многонационального народа России, поддерживать работу домов дружбы и этнокультурных центров. Также планировалось проспонсировать международный политологический форум «Мирный Кавказ», оплатить проведение фестиваля «Цыгане под небом России», исследовать социально-экономические, этнокультурные и правовые аспекты интеграции цыган.

Эксперты согласны: укреплять нацию необходимо. Генеральный директор Института регионального развития Дмитрий Журавлев считает, что часть запланированного удастся воплотить в жизнь, однако эффект будет не таким сильным, как рассчитывали создатели плана. «Существующие в стране проблемы значительно более глобальные, – сообщил г-н Журавлев «НИ». – План их не охватывает. Да, любая программа не способна учесть все факторы. Но при ее разработке необходимо детально исследовать вопросы, которые предстоит разрешить. Например, такой момент: в стратегии приоритет отдается содействию Северо-Кавказскому региону. О помощи остальной стране сказано поверхностно. Понятно: происходящее на российском Кавказе у всех на слуху. Разработчики отвечали на общественный запрос, решение насущных задач отодвинули на задний план. Также в документе делается акцент на адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов в социально-культурное пространство основного населения страны. Тем временем отодвигается поддержка для других народов, населяющих РФ. Усилия авторов не направлены на повышение демографического уровня коренных жителей, улучшение социально-экономических условий их жизни и развитие национальных культур».

Эксперт уточняет: «Для осуществления изложенного в стратегии необходима система мер, позволяющая исполнить задуманное. Кто ответит, если план не будет выполнен? Никто. Законодательство РФ «не прописывает» наказание за это. По данной причине отсутствует механизм контроля за выполнением задач. Программы пекутся, как пироги, но зачастую намерения остаются лишь на бумаге».

Доктор экономических наук, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин более категоричен в оценках. Он полагает, что претворение задуманного может распространить «пугачевщину» на всю Россию: «Там предложены неадекватные меры по решению миграционной проблемы. Авторы, по существу, выступают лоббистами внешней миграции, озабоченными «нетолерантностью» российского законодательства в отношении гастарбайтеров. Большинство народов РФ стратегия обходит стороной. Согласен, северокавказские республики – особые территории, требующие повышенного внимания. Однако на нашей родине проживает огромное количество этносов со своими заботами и бедами, в том числе межэтнического характера. Проект не предлагает новых решений, дает устаревшие ответы на новые глобальные вызовы. А происходящие в стране процессы требуют немедленного профессионального вмешательства со стороны государства. Иначе народ может «вспыхнуть».

Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев в беседе с «НИ» недоумевает: «По какой причине авторы, перед тем как взяться за дело, не изучили этнополитические реалии нашей страны? Ведь на реализацию проектов выделяются астрономических размеров бюджетные средства. При воплощении стратегии они могут вылететь «в трубу».

"