Posted 21 июля 2004,, 20:00

Published 21 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

«Убирайтесь, куда хотите!»

«Убирайтесь, куда хотите!»

21 июля 2004, 20:00
Вчера рано утром первая группа турок-месхетинцев улетела из Краснодарского края в США. Представители народа, лишенного родины Сталиным, так и не смогли обрести новый дом на Кубани. Угроза погромов заставила их искать счастья за океаном.

Ночью в Краснодарском международном аэропорту было тихо. Утренний рейс Краснодар–Вена никогда не был многолюдным, но в этот раз уже с полуночи скверик перед входом в аэропорт начал заполняться посетителями, в основном чиновным людом. Сотрудники администрации Краснодарского края, представители бюро по Международной организации миграции, переводчики, журналисты, неизвестные в штатском с добрыми, чуть усталыми глазами всматривались в ночную тьму. И вот, наконец, появилась колонна машин, впереди и позади которой ехали милицейские автомобили с мигалками. «Ну, надо же! Как папанинцев на льдину провожают!» – умилился кто-то из встречающих и тут же бросился обниматься с одним из турок.

И действительно, за те пятнадцать лет, что прошли с того времени, когда месхетинцы, спасаясь от погромов в Узбекистане, живут без прописки в Краснодарском крае, чиновники узнали наперечет всех лидеров небольшой, численностью всего в двенадцать тысяч человек, общины. Высланные по приказу Сталина в 1944 году из Грузии, турки-месхетинцы, или ахалцихские турки, были расселены в Средней Азии, где и трудились в основном на хлопковых полях. В 1989 году после событий в Ферганской долине, когда узбекские националисты беспощадно расправлялись с турками, очень многие были эвакуированы в среднюю полосу России, а уже оттуда часть из них перебралась на Кубань, скупив дома без оформления документов у отъезжающих в Крым татар. В результате такой покупки недвижимости местные власти заявили о незаконном въезде турок на территорию Краснодарского края и отказались их регистрировать по месту жительства и предоставлять гражданство. Путь в Грузию оказался для турок закрытым. Тамошние власти требовали от турок полной ассимиляции: въезжать малыми группами, брать грузинские имена и фамилии, расселяться там, где укажут тбилисские чиновники. В Турции месхетинцев тоже не ждали, предлагая для жительства села горного Курдистана, где идет фактически перманентная война.

На Кубани же туркам пришлось, мягко говоря, несладко. Старики не получали пенсий, молодежь не могла устроиться на работу и получить образование. Милиция и местное казачество постоянно хватали турок прямо на улицах, штрафовали, запугивали, а то и избивали. В местах компактного поселения турок-месхетинцев бывали и погромы, чудом обошлось без убийств, хотя раненые были. Местные власти прямо говорили о том, что туркам не место в Краснодарском крае, в ходу был лозунг «Не дадим превратить Кубань во второе Косово!». Турки заявляли, что уезжать им некуда, местные жители на стихийных митингах кричали: «Убирайтесь, куда хотите!». Ситуация казалась тупиковой.

И вот с начала февраля этого года на территории Краснодарского края реализуется программа правительства США по добровольному переселению турок-месхетинцев в Америку. Американцы взялись за дело со свойственным им размахом: в кратчайший срок провели лекции и семинары, разъясняющие программу переселения, помогли оформить документы, и вот исход турок с Кубани начался. Первыми на американскую землю должны ступить одиннадцать человек, три семьи. Точнее, как выразился председатель общины ахалцихских турок Тиеншон Сванидзе, одетый по случаю отлета в новую жизнь во все белое, «маленькая часть моей большой семьи», а семьи у турок действительно большие.

Отлетающие в Америку турки просто сияли от счастья, даже старики, пережившие еще сталинскую депортацию. Тиеншон Сванидзе, правда, посетовал на то, что не получается продать дома, в которых жили эмигранты. Местные жители ждут падения цен, а государство скупать недвижимость у турок отказалось.

Путь переселенцев лежит через Вену, потом через океан в Филадельфию. Там на окраине этого города и поселятся временно турки-месхетинцы. В течение восьми месяцев они будут получать все причитающиеся пособия, обучаться английскому языку, а затем получат вид на жительство. Место для их поселения в Соединенных Штатах было выбрано не случайно, рядом на окраине Филадельфии находится большая мечеть. Прилетевший из Москвы руководитель программы переселения Международной организации миграции Марк Алан Браун подтвердил, что месхетинцам будут предоставлены все условия для скорейшей адаптации, однако уточнил, что в ближайшие пять лет переселенцы, кроме стариков и инвалидов, должны будут выплатить деньги, затраченные Америкой на их переезд из России. Кроме того, господин Браун сообщил, что количество желающих переехать в США стремительно растет. Если месяц назад отправиться в Америку хотели пять тысяч турок, проживающих на Кубани, то сейчас их число увеличилось до семи с половиной тысяч. Впрочем, американцы готовы принять всех желающих.

В аэропорту объявили регистрацию на Вену, и провожающие бросились целовать счастливых эмигрантов. Тиеншон Сванидзе задержался возле турникета и громко сказал: «Сегодня Америка приобрела одиннадцать граждан-патриотов, а Россия и Грузия этих граждан потеряли». Чиновники лицемерно закивали головами, но в глазах их отчетливо читалась радость.

"