Posted 21 мая 2013,, 20:00

Published 21 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Статья не вышла

Статья не вышла

21 мая 2013, 20:00
Вчера депутаты Госдумы, рассматривая во втором чтении поправки к законопроекту об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, поддержали их. Правда, было решено все же не вводить отдельную статью в Уголовный кодекс, а ограничиться новой редакцией статьи 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на

До того как законопроект начали обсуждать на пленарном заседании, депутат от КПРФ Борис Кашин предложил исключить рассмотрение документа из повестки дня, заявив, что никакого рассмотрения поправок в комитете по уголовному законодательству на самом деле не было. «Это достаточно важный закон, и то, что они (члены комитета) так действуют, причем действуют, по сообщениям моих товарищей, не в первый раз, – это прямое нарушение регламента», – сказал депутат Кашин. Однако инициатива коммуниста была отклонена, и обсуждение резонансного законопроекта состоялось.

Согласно доработанному тексту законопроекта, парламентарии предлагают наказывать за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Однако депутаты несколько смилостивились к будущим богохульникам, снизив максимальное наказание за такое деяние на два года – с пяти до трех лет лишения свободы.

Также вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Предлагается увеличить предельные размеры штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях для граждан от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Устояла в документе и денежная ответственность за умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

Несмотря на то что законопроект был внесен всеми фракциями Госдумы, споры вокруг формулировок документа по-прежнему продолжаются. Депутат Олег Смолин из КПРФ предложил сохранить в законе все, что касается осквернения религиозных чувств, но исключить из закона то, что касается религиозных убеждений. «Понятие «оскорбление чувств» не поддается юридическому определению. Радикально настроенные верующие всегда могут посчитать, что их оскорбляет сама другая вера или неверие как таковое, – отметил коммунист. – На наш взгляд, закон нарушает права людей нерелигиозных, имеются в виду равные права. Почему религиозные чувства защищаются отдельно, а чувства нерелигиозные не защищаются?» – возмущался коммунист.

«На мой взгляд, совершенно достаточно уже существующих норм. Новая редакция статьи несколько напоминает ныне существующий состав «хулиганства» – достаточно взглянуть на статью 213, – прокомментировал «НИ» изменения директор аналитического центра «СОВА» Александр Верховский. – А с другой стороны – напоминает состав статьи 282-й «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Так менять редакцию 148-й статьи – просто излишество».

По мнению Александра Верховского, проблема еще и в том, что состав преступления «бестолковый». «То, что депутаты вносят в Административный кодекс, совершенно непонятно. Например, осквернение богослужебных книг. С одной стороны, ясно, что хотели сказать авторы законопроекта, но не ясно, кто будет определять, что является осквернением, а что не является. На религиозный взгляд, любое недолжное обращение с любым изданием Корана, например, – это осквернение. А если, допустим, библиотека спишет ветхий экземпляр Корана, она тем самым осквернит его или нет? Кто это будет решать?» – заключил правозащитник, отметив, что законопроект не сулит никакой реальной пользы, зато открывает простор для произвольных решений.

"