Posted 21 апреля 2010,, 20:00

Published 21 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:02

Updated 8 марта, 07:02

Ленин с ними

Ленин с ними

21 апреля 2010, 20:00
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Ленина. Но в нашей стране эта дата отмечается вяло. И вообще постсоветская «лениниана» давно уже крутится главным образом вокруг темы перезахоронения вождя, хотя в остальном мире фигура большевистского вождя по-прежнему вызывает немалый интерес. Компартии остаются весьма влия

«Новые Известия» попытались разобраться, в чем феномен Ленина ХХI века, почему политический деятель, почти сто лет назад ввергший нашу страну в бесчисленные социальные катаклизмы, остается в числе наиболее популярных мировых исторических деятелей.

Когда три года назад глава французского региона Лангедок-Руссильон социалист Жорж Фреш нашел семитонную статую «вождя мирового пролетариата» выставленной на продажу в Сиэтле (США, штат Вашингтон), он назвал это шуткой истории: местный учитель английского когда-то «в приступе левого идеализма» вывез этот монумент из Чехословакии и установил его в «цитадели капитализма». Предложение самого Фреша купить и перевезти во Францию чешско-американского Ильича вызвало в Пятой республике весьма бурную дискуссию, и в итоге французский губернатор решил повременить. Аргументация мсье Фреша в пользу необычного проекта была проста: «Ленин – один из великих людей, оставивших след в истории XX века, ему удалось совершить Октябрьскую революцию, тогда как Парижская коммуна потерпела поражение». Ожидается, что в связи со 140-летием со дня рождения вождя либо Жорж Фреш, либо кто-то из его идейных соратников реанимирует этот проект.

Правда, сегодня во Франции в связи с проводимым здесь Годом России на официальном уровне чаще вспоминают другого русского – скоро будет отмечаться юбилей Ивана Бунина, родившегося на полгода позже Ленина, и именно великий русский писатель станет главным героем встреч и дискуссий, проводимых Центром русской науки и культуры в Париже. В то же время коммунисты, как и активисты разных левацких организаций, в эти дни много говорят и спорят о Ленине. Надо сказать, что в период кризиса невероятным успехом у французов, как и у соседних немцев, пользуются труды Маркса и Энгельса, продолжателем дела которых считал себя их знаменитый последователь из России.

Комментируя в целом необычную для нынешнего Запада популярность ленинских идей во Франции, доктор историко-политических наук Сорбонны Гийом Казенев сказал «НИ», что «Франция является редким исключением в современном мире по числу и значимости коммунистических партий, до сих пор использующих идеологию марксизма-ленинизма». «Французская коммунистическая партия (ФКП), новая Партия антикапиталистов (бывшая Лига коммунистов-революционеров), а также Партия Рабочих стабильно набирают от 5% до 10% голосов на выборах последних десятилетий, – заметил мсье Казенев. – Тем не менее никто из лидеров партий не торопится озвучивать его политические лозунги».

Действительно, сейчас французские коммунисты, как, впрочем, и коммунисты других стран Западной Европы, чаще используют имидж Ленина, как революционера и основателя социалистического государства, чем его конкретные политические идеи. Но и здесь не все так просто. Если еще 25 лет назад Ильич являлся главной культовой фигурой для ФКП, то сейчас лидеры партии уже не столь активно отстаивают идеи вождя в ответ на критику, а порой и переходят на сторону критиков советского режима и тех, кто стоял у его истоков.

По словам д-ра Казенева, роль основателя ВКП (б) для французов, причем зачастую не только для коммунистов, заключается, прежде всего, в его представлении в качестве «Анти-Сталина со всеми его преступлениями». Зато троцкистские партии, на протяжении десятилетий остающиеся модными во французской интеллектуальной среде, гораздо больше верны традициям. Так, Партия рабочих не меняла своих установок на протяжении 50 лет, у них по-прежнему два отца-основателя – Ленин и Троцкий (совсем как у КПРФ, только вместо Иосифа Виссарионовича – Лев Давидович). 22 апреля они обязательно выведут своих сторонников в Париже на демонстрацию памяти Ленина. И будут ругаться с «новыми антикапиталистами», которые, обновляя свои взгляды, совсем ушли от истоков, провозглашая «в коммунистической перспективе» равенство сексуальных меньшинств и свободу выбора для несовершеннолетних. Как заметил д-р Гийом, этих леваков пугает то, что «в ленинизме заложена дисциплина».

Как бы то ни было, с карт Парижского региона, который некогда называли «красным поясом» французской столицы, стали исчезать улицы Ленина. Не далее как минувшей осенью мэр-коммунист Вири-Шатийона решил переименовать очередную из них в улицу Кассена (по имени героя французского Сопротивления). Но, по крайней мере, еще в семи французских городках сохраняются улицы, носящие имя основателя СССР. Кстати, в Италии таких городков всего три, в Великобритании (где Ильича пропагандировали не только коммунисты, но и левые лейбористы) – два. Забавно, что улица Ленина (Via Lenin) каким-то чудом сохранилась и на другом конце планеты – в разрушенной бесконечными войнами столице Сомали Могадишо. В 1970-е годы сомалийский диктатор Сиад Баре настолько увлекся идеями марксизма-ленинизма, что хотел даже переименовать свою партию в коммунистическую, но в ЦК КПСС испугались радикализма неожиданного соратника и не рекомендовали ему этого делать.

Если говорить об улицах Ленина, нельзя не вспомнить Колькату (бывшую Калькутту) в Индии, самый большой город штата Западная Бенгалия, главная улица которого носит имя Ильича. Кстати, в Западной Бенгалии коммунисты у власти уже около 30 лет. Недавно во время местного кинофестиваля здесь разразился скандал в связи с показом фильма российского кинорежиссера Александра Сокурова «Телец». Сеанс в последний момент отменили, а местный премьер-коммунист Буддхадеб Бхаттачария был обвинен в «индивидуализме». Несколько местных коммунистических секретарей заявили, что «Телец» искажает правду о жизни Ленина незадолго до его смерти.

По их словам, премьер лично рекомендовал эту ленту к показу в рамках кинофестиваля, чем пытался опорочить «революционный образ великого вождя». Вскоре местных товарищей поддержали «инспекторы из центра» – представители ЦК из Дели. Так что в Индии тоже весьма заботятся об имидже «основоположника».

Но особо важен «революционный образ» Ленина в нынешние кризисные времена для коммунистов самой развитой азиатской страны – Японии. Напомним, что у Ильича сложились особые отношения с японской компартией, созданной еще в 1922 году.

Правда, со временем учение Ленина перестало быть для членов Коммунистической партии Японии (КПЯ) главной идеологией, ведь в отношениях между КПЯ и КПСС в послевоенный период возникало немало проблем. В Москве усматривали в платформе японских товарищей корни ревизионизма, в Йойоги – штабе КПЯ в Токио – «стремление КПСС к вмешательству и заговору». О «борьбе японских коммунистов против советского гегемонизма» поведал в 1997 году в своем труде лидер японских коммунистов Тэцудзо Фува, ссылаясь на секретные документы Кремля.

Однако все это нисколько не мешало культивированию революционного имиджа Ленина. Как сообщил «НИ» один из функционеров штаба КПЯ, «сегодня коммунисты Японии продолжают считать Ленина выдающимся революционером, хотя сам термин «марксизм-ленинизм» в партдокументах уже не используется». Его заменили «научным социализмом Карла Маркса». Заслуги Ленина местные коммунисты видят в практической плоскости – в том, что он «сформулировал права рабочих и провозгласил право наций на самоопределение, осуществил на практике установление 8-часового рабочего дня, успешно реализовал политику НЭПа». Однако, считают в КПЯ, «деятельность вождя мирового пролетариата была также не лишена определенных ошибок». Напомним, что сейчас в рядах Компартии Японии, именующей себя «партией конструктивной оппозиции», насчитывается около 400 тыс. человек, она имеет 16 депутатских мест в парламенте страны и около 3 тысяч мандатов в местных органах власти. Так что японским коммунистам, как и французским, респектабельность необходима, а Ленин – это скорее для имиджа, для «воспитания партийных масс».

В БЕЛОРУССИИ ЕСТЬ ЦЕЛЫХ ДВЕ КОМПАРТИИ

В Белоруссии на сегодняшний день действуют несколько организаций, которые называют себя ленинскими. Самая заметная из них – это Белорусская коммунистическая партия трудящихся. В свое время эта партия откололась от Партии коммунистов Белоруссии (ПКБ), возглавляемой известным оппозиционером Сергеем Калякиным. После переименования последней в левую партию «Справедливый мир» группа бывших членов организации обвинили товарища Калякина в «уходе от принципов марксизма-ленинизма» и «манифеста Маркса и Энгельса» и сообщила о создании новой партии. Сразу после ее создания новые коммунисты обратились с предложением о сотрудничестве к КПРФ. Однако российские соратники от этого предложения отказались, сообщив, что у них в Белоруссии партнеры есть – это Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), возглавляемая Татьяной Голубевой. К слову, эта партия тоже в свое время откололась от ПКБ Сергея Калякина. Однако этот раскол, как, по всей видимости, и нынешний, не имел никакого отношения к идеологии – в 1996 году оппоненты Калякина были недовольны тем, что при нем партия стала резко оппозиционной. Кстати, КПБ за 14 лет своего существования запомнилась лишь безоговорочной поддержкой всех инициатив власти. Именно с этим и связывали то, что Татьяна Голубева постоянно избирается депутатом парламента. Но даже когда в парламенте страны обсуждался вопрос об отмене льгот для пенсионеров и малоимущих, депутат Голубева проголосовала «за».
Алесь ПАЦУК, Минск


В ПОЛЬШЕ ЛЕНИН АССОЦИИРУЕТСЯ С ГДАНЬСКОЙ СУДОВЕРФЬЮ И «СОЛИДАРНОСТЬЮ»

Ленин бывал в Польше дважды. Оба раза в той ее части, которая до 1918 года находилась под протекторатом Австрии, – в Кракове и небольшом местечке Поронин, что недалеко от известного зимнего курорта Закопане (знал вождь, где отдыхать!). О тихой польской одиссее главы первого в мире рабоче-крестьянского государства сегодня здесь помнят только историки, а известный советский фильм «Ленин в Польше», как заявил «НИ» профессор истории Варшавского университета Ежи Кохановский, воспринимается не более чем «историческая байка». Как заметил профессор Кохановский, на сегодня от великого множества бюстов, памятников, названий улиц, площадей и музеев им. Ленина в стране не осталось и следа. Разве что очень скромный стендик в варшавском Музее истории тоталитаризма (ранее Музей им. Ленина). У польских молодых людей, с которыми корреспондент «НИ» беседовал в эти дни, имя Ленина вызывает ассоциации главным образом с его антиподом – «могильщиком коммунизма» с Гданьской судоверфи Лехом Валенсой. Ведь до 1990 года судоверфь носила имя советского вождя, и именно там в 1980-м зародилась знаменитая «Солидарность». Все-таки у молодежи из леворадикальных движений не в пример больше ассоциаций вызывают имена Мао Цзэдуна, Карла Маркса и Льва Троцкого. «Изучая новейшую историю, нельзя обойти молчанием такую зловещую историческую фигуру, как Ленин, – заметил профессор Кохановский, – но сегодня в Польше отношение к нему не теплое и не холодное. Просто как к случившемуся факту – был такой исторический деятель. А за напоминание о его 140-летии – спасибо. Завтра обязательно расскажу студентам на лекции, что был такой деятель в России, который «за 10 дней перевернул весь мир».
Виктор ШАНЬКОВ,Варшава

"