Posted 21 марта 2011,, 21:00

Published 21 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Охота на расходы

Охота на расходы

21 марта 2011, 21:00
Раскрыть не только доходы, но и расходы представителей власти предложил на прошедшей недавно в Брянске региональной конференции «Единой России» Владимир Путин. В Госдуме тут же приняли эту идею «под козырек» и срочно приступили к работе над законопроектом. Правда, по мнению экспертов, пока проследить, кто из чиновников

Россия до сих пор не ратифицировала статью международной конвенции по противодействию коррупции, которая касается наказания за отмывание денежных средств. В таких комфортных условиях чиновники смогут легко переписать свои лимузины, виллы и яхты на родственников и друзей, а затем с «чистой совестью» пользоваться всеми этими благами по доверенности.

Несмотря на то что Владимир Путин высказал сугубо партийное пожелание проверять расходы кандидатов в депутаты от «Единой России», сразу же заговорили о том, что контролировать нужно всех представителей власти. В Госдуме моментально закипела работа по подготовке механизма контроля над тратами власть имущих. Депутаты предполагают, что законопроект про декларации о расходах может быть готов уже в этом году. Правда, судя по заявлениям народных избранников, проект находится на начальном этапе. И в чем его суть, на Охотном Ряду сказать затрудняются. «Работа идет, – только и смог отметить «НИ» председатель комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков. – Я вошел в группу по работе над законопроектом. Но не могу пока сказать, как и что мы будем проверять. Если контролировать всех чиновников, то это будет огромный объем работы. То один чиновник материалы на стройку купил, то другой пол-акции прибрел». По словам депутата, сложность в том, что механизмов контроля за расходами чиновников у нас нет. Как один из вариантов, предлагается создать для этих целей специальное ведомство, но есть реальное опасение, что это новшество влетит налогоплательщикам в круглую копеечку.

Пока наши законодатели огород городят, в западных странах давно научились проверять, на что тратят свои доходы политики и государственные чиновники. Причем там обходятся без спецведомств и всяких деклараций о расходах. Дело в том, что декларации о доходах там подаются регулярно, и этого достаточно, чтобы отследить все траты представителей власти. Как говорится, все у всех на виду. Основные механизмы проверки там настолько отлажены, что спрятать собственность, которая человеку принадлежит, оказывается просто нереально. Информация обязательно всплывет или из налоговых органов, или же об этом сообщит небезразличный доброжелатель. «Там осуществляется контроль над тем, чтобы человек с зарплатой в три рубля не сделал покупок на три миллиона, – пояснила «НИ» гендиректор центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова. – Прежде всего такая проверка осуществляется за расходами высших должностных лиц. Отслеживаются все платежи и переводы денег, которые превышают определенные суммы. И эти платежи просто автоматически попадают в декларации о доходах».

Крайне внимательно следят на Западе за тем, чтобы количество тех благ, которые имеет чиновник, не превышало количество благ, которые он законно может получить. «Представитель власти вряд ли сможет открыто владеть роскошным домом и жить в нем, если он не может позволить его себе, – подтверждает «НИ» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – За отклонениями от правил зорко следят представители прессы и общественные организации». По словам эксперта, около 80% нарушений в этой области «раскапывают» именно журналисты. Кроме того, существуют специальные организации, которые отслеживают, на каких самолетах или автомобилях разъезжают чиновники. Соответственно, по полученным сигналам затем принимаются меры.

В России же все обстоит совсем по-другому. То, что хорошо немцу или французу, почему-то совсем не подходит россиянину. Интересно, что на прошедшем в январе заседании совета при президенте по противодействию коррупции даже глава правового управления президентской администрации Лариса Брычева засомневалась в том, что в наших правовых реалиях возможно установить контроль за доходами чиновников. По ее мнению, это будет очень затратной процедурой и может даже привести (о, ужас!) к перераспределению собственности.

О чем говорить, если мы до сих пор не ратифицировали 20-ю статью конвенции ООН по противодействию коррупции. Эта статья предполагает уголовную ответственность за незаконное обогащение, если представитель власти не подтверждает свои расходы публично подтвержденными доходами. То есть, если чиновник получает доход в 1 млн. рублей, а имеет виллу на Лазурном Берегу или и яхту в Майами, то автоматически к такому государственному служащему возникнут вопросы. У нас же сейчас можно спокойно иметь дюжину дворцов и яхт и спать при этом вполне спокойно. Почему мы не ратифицируем эту статью, разговор особый. Как, например, сказал «НИ» депутат Алексей Волков, 20-я статья не была ратифицирована «из-за специфической российской ментальности и особенностей российского бытия».

Вдобавок ко всему нет у нас в стране и эффективных методов слежения за отмыванием денежных средств. Эксперты считают, что контролировать расходы в рамках существующих структур – это чрезмерная нагрузка, которую не потянут отечественные правоохранительные органы. Зато в методах сокрытия своих доходов наши чиновники, пожалуй, не знают себе равных.

Так, у нас повсеместно распространен и не является незаконным вариант, когда полученные чиновником средства записываются на родственников или на третьих лиц. «Если на Западе представитель власти запишет на себя дорогое имущество, то это будет считаться отмыванием средств, – говорит Елена Панфилова. – Он просто физически не сможет купить через подставное лицо какой-то дорогой дом и начать в нем жить, потому что сразу к нему возникнут вопросы со стороны правоохранительных органов». Такие случаи невозможны, потому что просто невозможны по определению, полагают эксперты. Хотя, надо признать, что единичные случаи «растраты средств» и на Западе все-таки встречаются. Но после обнародования таких случаев чиновникам приходится прощаться со своими должностями и карьерой навсегда. Не прощаются даже мелочи. Так, премьеру одной из Скандинавских стран пришлось расстаться с должностью из-за того, что она оплатила со служебной карточки... памперсы своему ребенку.

Выход в том, чтобы проверять, не чем владеет человек, а чем он постоянно пользуется, считают специалисты. Глава антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» Евгений Архипов отмечает, что на Западе существует такое юридическое понятие, как «единый экономический субъект. «Это такая европейская доктрина, – пояснил «НИ» эксперт. – Не важно, на кого оформляется собственность, но если она в результате оказывается в распоряжении у чиновника, то отвечает за нее именно этот представитель власти».

Использовать опыт Скандинавских стран, а не «изобретать заново велосипед», предлагает представитель думской комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции Геннадий Гудков. «Там все граждане заполняют декларации о доходах, и все декларации поступают в открытый доступ, – рассказал «НИ» депутат. – В них четко указаны источники доходов. Не просто наличие ценных бумаг, а откуда и как они появились. При этом абсолютно все декларации находятся в открытом доступе, и вы любую можете свободно посмотреть и изучить». Но это еще не все. Любой гражданин имеет право обратиться в специальное ведомство и заявить там о несоответствии доходов и расходов другого гражданина. Если кто-то живет с вами по соседству или с вами работает, то он знает, где вы отдыхаете, какие подарки покупаете детям и жене, и при желании он отследит любое ваше приобретение. По полученному сообщению проводится проверка. И если выявятся какие-то несоответствия, то проводится уже административное расследование, а затем могут завести и уголовное дело.

Что конкретно должен декларировать в статье о своих расходах чиновник, пока остается загадкой. Елена Панфилова считает, что мы находимся на такой стадии развития общества, когда нам нужно хотя бы сопоставить доходы с расходами. Понятно, что отследить абсолютно все покупки чиновника невозможно, да и не нужно. Речь идет, прежде всего, о крупных тратах на недвижимость, машины, драгоценности, отдых. То есть это товары категории люкс, которые так или иначе, согласно нашему законодательству, отслеживаются. Вот за этими покупками и надо в первую очередь следить, уверен Владислав Иноземцев.

Еще одной головной болью для депутатов и госслужащих могут стать их декларации о расходах, которые с очень большой долей вероятности могут вступить в противоречие с декларациями о доходах. Если судить по представленным в предыдущие годы отчетам, многие министры и даже депутаты-миллиардеры оказались беднее рядовых граждан. Поэтому представителям власти теперь придется поломать голову над тем, как свести «дебет с кредитом». «В самых первых декларациях выгодно было указать большие цифры, чтобы потом можно было объяснять, что и откуда взялось, – объясняет Елена Панфилова. – Но все в основном показали малое богатство. И сейчас они могут столкнуться с проблемами. Если в прошлом году указали скромную квартиру и зарплату, то сейчас им придется объяснять, откуда вдруг возникло такое наследство». А вот Владислав Иноземцев полагает, что отечественные чиновники легко найдут способы объяснить, каким образом они смогли приобрести дорогие вещи. «Например, один скажет, что он тратит деньги своего отца-миллионера, – предположил эксперт. – Другой заявит, что у него жена богатая». А вот от того, поверят или нет такому «находчивому» чиновнику представители правоохранительных органов, уже будет зависеть успех в заявленной с высоких трибун борьбе с коррупцией.

"