Posted 21 марта 2006,, 21:00

Published 21 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Сумасшедшие деньги

Сумасшедшие деньги

21 марта 2006, 21:00
Вчера Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу на закон о монетизации льгот. Поводом к обращению в КС послужило повышение в Твери платы за детский сад. Закон о монетизации запрещает ухудшать положение тех граждан, которые имели льготы на момент его вступления в силу. Но если жалобу удовлетворят, местные власти получат

Вступивший в силу с 1 января 2005 года закон о монетизации льгот отменил более 100 законов о различных льготах, но, в то же время, запретил ухудшать положение тех, кто имел их до вступления в силу этого документа. Среди отмененных было принятое еще в 1992 году постановление Верховного Совета РФ о том, что плата за детский сад не может превышать 20% фактических расходов на содержание ребенка, а остальное обязан компенсировать федеральный бюджет. Оставшись без компенсации, мэрия Твери и Тверская городская дума повысили плату за детский сад с 313 до 858 руб. Центральный райсуд Твери повышение отменил как ухудшающее положение бывших льготников. Мэрия и Городская дума обратились в Конституционный суд. КС навел справки и выяснил, что в одних регионах норму в 20% оставили, в других отменили, и за государственный детский сад россияне сейчас платят от 125 руб. до 2 тыс. руб. в месяц, за частный – от 12 тыс. до 20 тыс. руб.

На вчерашнем заседании представитель истцов Марина Якутова заявила, что статья 153 закона о монетизации, которая запрещает местным властям отменять льготы, – это вмешательство государства в дела местного самоуправления, что противоречит Конституции. Потому что по Конституции эти органы могут свободно распоряжаться деньгами в пределах своих полномочий, а по закону о монетизации льгот получается, что они обязаны тратить их на оплату льгот, которые когда-то установили федеральные власти. А так как средств у местных властей мало, то они будут вынуждены не помогать тем, кого сочтут нуждающимися, а «нести бремя ранее установленных льгот».

Представители президента, Совета Федерации и Госдумы заявили, что противоречий с Конституцией нет, но в мнениях относительно того, как быть с платой за тверской детский сад, разошлись. Представитель президента Михаил Кротов полагает, что установленные Верховным Советом в 1992 году 20% – это вообще не льгота, потому что льгота касается только части людей, а норма 20% касалась всех. И мэрия Твери может устанавливать любую плату за детский сад, но обязана оставить существовавшую с 1992 льготу для многодетных семей, позволяющую им платить за ребенка вдвое меньше, чем обычные семьи.

Представитель Совета Федерации Юрий Шарандин считает, что норму в 20% от фактических расходов необходимо оставить, а остальные деньги должен доплатить бюджет региона. Марина Якутова возразила, что регион деньги давать отказывается, а если с областными властями судиться, то «из межбюджетных споров ничего хорошего не выйдет». Но Юрий Шарандин заверил, что «если расчеты будут, субъекту Федерации ничего не останется, как выделить необходимые средства».

Представитель Госдумы Елена Мизулина считает, что по 20% от фактических расходов должны платить те, кто отдали своих детей в детский сад до вступления в силу закона о монетизации льгот. А компенсироваться это все должно из субвенций, которые в 2006–2008 году будут предоставлены местным властям из федерального бюджета согласно новому закону «О местном самоуправлении». Словом, к консенсусу прийти не удалось. Конституционному суду предстоит вынести окончательное решение по жалобе в течение трех недель.

"