Posted 22 февраля 2018,, 14:47

Published 22 февраля 2018,, 14:47

Modified 7 марта, 16:58

Updated 7 марта, 16:58

The Christian Science Monitor:  «фабрика троллей» создавалась в России для внутреннего пользования

The Christian Science Monitor: «фабрика троллей» создавалась в России для внутреннего пользования

22 февраля 2018, 14:47
И только позже ее деятельность переключилась на другие страны, в том числе и на США

Многие американцы считают, что российская «фабрика троллей» была создана специально для вмешательства в выборы в США, однако в России «Агентство интернет-исследований» находится в поле зрения общественности уже пять лет, - напоминает влиятельное американское издание The Christian Science Monitor.

«Агентство интернет-исследований» - это хорошо финансируемая организация, которая занимается «интернет-маркетингом» и способна выполнять коммерческие функции. Однако скандальную известность оно получило из-за своей политической деятельности – это наполнение российских соцсетей прокремлевскими комментариями, блогами, записями и инфографикой», - сообщает издание. – «Эксперты полагают, что по всей России есть несколько таких предприятий, некоторые из которых нацелены на региональную аудиторию. В отличие от советских времен, когда операции проводились на секретном объекте, окруженном колючей проволокой, у этих агентств нет явного кремлевского следа. В них в основном работают обычные молодые россияне - компьютерные гики».

Финансируется это агентство, по-видимому, Евгением Пригожиным - предпринимателем в сфере кейтеринга, известным также как «повар Путина»: он организовывал роскошные празднества к президентским дням рождения. Почему его компания решила открыть «американский отдел» (вероятно, в 2014 году), - остается тайной, пишет издание.

Журналистка Людмила Савчук, которой в 2015 году удалось на несколько месяцев проникнуть в это агентство, рассказывает: «Я не сомневаюсь, что были попытки повлиять на выборы в США. Фразы, подходы, интонация, которые использовалась в рунете, кажутся очень похожими на те, что применялись в американских соцсетях. Что касается фактического влияния, то его трудно оценить».

Савчук и множество других «троллей» за 12-часовую смену выполняли норму по публикациям в Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Instagram и LiveJournal, используя поддельные аккаунты и замаскированные IP-адреса. В центре внимания были актуальные события, такие как война на Украине и убийство Бориса Немцова.

Эксперт ВЦИОМ Кирилл Родин считает, что влияние интернет-троллей может быть преувеличено:

«Множество исследований, которые проводились в период последних выборов в Госдуму, показывают, что кандидаты, сделавшие ставку на рекламу в интернете как на основное средство агитации, потерпели серьезную неудачу. Избиратели, по-видимому, внимательнее следят за более традиционными средствами продвижения. Исследований, как информационные потоки в интернете влияют на общественное мнение в целом, мало. Мне думается, оно минимально и сосредоточено в очень локальных сегментах.»

Однако «тролли» все же способны воздействовать на кандидатов, - отмечают журналисты. Так, пресс-секретарь Григория Явлинского Игорь Яковлев рассказывает: «Мы испытываем давление. Оно не постоянно, это происходит время от времени, но мы действительно сталкиваемся с атаками "троллей". Иногда это просто оскорбления, иногда более грубые реакции на нашу позицию, особенно по внешней политике. Мы стараемся банить такие аккаунты, но когда происходит масштабная атака, ее довольно трудно сдержать. Когда у нас появляется огромная волна подобных негативных комментариев, становится ясно, что это работают "тролли". Мы постепенно привыкаем к троллингу как к факту политической жизни. У нас нет доказательств того, кто за этим стоит».

Это явление, вероятно, уходит корнями в 2011 год, считает издание. В России тогда росло число пользователей интернета и ширилось движение протеста против фальсификаций на выборах в Госдуму. «Российские власти, видимо, инициировали создание этой системы для использования внутри страны несколько лет назад, когда такие противники, как Навальный, с помощью соцсетей получали большую поддержку, особенно среди молодежи», - прокомментировала проблему специалист по изучению элит Ольга Крыштановская.

По мнению редактора журнала «Контрапункт» Маши Липман, связь с Кремлем может быть слабой:

«Сеть - это среда, доступная для всех. Соотношение сторонников властей и критиков в интернете такое же, как и в российском обществе в целом. Сторонников намного больше, чем критиков, и они могут быть столь же неистовыми. В России не бывает нехватки денег для финансирования какой-либо операции, которая, как считается, угождает Кремлю, - Такие люди, как Пригожин, могут делать это не потому, что получают инструкции, а потому, что считают это приятным для властей. И на самом деле это не может быть неприятным для Путина, иначе он положил бы этому конец. Но степень причастности правительства неясна и, возможно, никогда не будет ясна».

"