Posted 21 февраля 2008,, 21:00

Published 21 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

«Даже в СССР пробивали головой»

21 февраля 2008, 21:00
На этой неделе начались слушания по иску о защите чести и достоинства лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова к движению «Наши». А штаб кандидата в президенты Андрея Богданова готовит иск против лидера ЛДПР Владимира Жириновского, которого обвиняют в рукоприкладстве. Несмотря на то, что оппозиционеры с

Политические деятели предпочитают сегодня проводить дуэли в судах. Конечно, говорить, что российский политический истеблишмент совсем оставил рукопашную, не приходится. Появившаяся в среду новость о драке, якобы случившейся между Владимиром Жириновским и доверенным лицом Андрея Богданова после теледебатов, была встречена как долгожданная – ведь политики давненько не радовали публику экстравагантными выходками. Впрочем, предвыборный штаб Богданова решил не давать сдачи, а тоже отправится в суд. Вот и Гарри Каспаров сделал ход конем, обратившись в суд. Предметом иска стала листовка «Наших», в которой утверждалось, что оппозиционер является американским гражданином, а также «предателем и вором, который хочет прийти к власти». Гроссмейстер требует, чтобы «нашисты» теперь расклеили другие листовки – с опровержением.

Практика показывает: в России, чтобы доказать свою правоту в суде, необходимо задействовать огромные ресурсы, причем не всегда речь идет о деньгах или работе юристов. Например, в марте прошлого года коммунистам удалось восстановить свой список на выборах в Дагестане. «Это больше единичный случай, чем система, – признался «НИ» депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. – Для того, чтобы выиграть дело в Дагестане, мы были вынуждены выводить людей на улицы. И тут больше сработала угроза массового недовольства». Со своей стороны, адвокат СПС Вадим Прохоров назвал «НИ» нынешнюю судебную систему в стране «непробиваемой». «Я судился с крупными чиновниками в конце 90-х, – вспоминает он. – Конечно, тогда не было полной независимости судебной системы, ее никогда не было, но в 90-е годы что-то стало исправляться. Сейчас опять полный мрак».

Действительно, вспомним хотя бы, как в 1996 году мэр Владивостока Виктор Черепков, отстраненный от должности указом президента Ельцина, сумел оспорить этот указ в Хамовническом межмуниципальном суде. Сегодня подобную ситуацию трудно даже вообразить. Так стоит ли вообще бороться? «Даже в советское время пробивали головой, – уверен адвокат Прохоров. – Мы зачастую заранее знаем результат, но мы чувствуем нашу правоту, и когда-нибудь, может быть, много лет спустя, к этим прецедентам придется вернуться. Понятно, что это не будет иметь правового значения. Но на моральную ответственность срок давности не распространяется». Адвокат Дмитрий Аграновский замечает: «Вода камень точит, и я абсолютно убежден, что рано или поздно эта система изменится».

Сегодня около 20% всех жалоб в Европейском суде по правам человека приходится именно на Россию. Причем «политических» дел появляется все больше. Один за другим подают иски представители незарегистрированной НБП, и уже есть две победы. Всего же в Страсбурге ожидают своего рассмотрения около 40 дел нацболов. Ожидает своей очереди знаменитое дело «КПРФ и другие против России» по поводу думских выборов 2003 года. В прошлом году впервые обратились в Европейский суд представители СПС. И адвокат Вадим Прохоров полагает, что не в последний раз.

Но какова эффективность Страсбурга? В прошлом году суд признал незаконным отказ в регистрации бывшего генпрокурора РФ Юрия Скуратова кандидатом в депутаты Госдумы на выборах 2003 года за предоставление неполных сведений о себе. Российские власти должны выплатить г-ну Скуратову 8 тыс. евро компенсации и возместить судебные издержки в размере 12 тыс. евро. Но что толку, если, пока он боролся за свои права, Дума уже отработала целый созыв. «Достаточно пробить там хотя бы одно дело, чтобы оно было рассмотрено по существу, и уже будут наработаны какие-то правовые подходы, которые станут обязательными для наших судов, – не теряет надежды Вадим Соловьев. – Потому что пока юрисдикция ЕС и на нас распространяется».

"