Posted 21 января 2013,, 20:00

Published 21 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:07

Updated 8 марта, 05:07

Тоска по крепостному праву

Тоска по крепостному праву

21 января 2013, 20:00
Сегодня на встрече премьера Дмитрия Медведева с лидерами парламентских фракций главной темой обсуждения станут новые правила миграционной политики. В первых числах нового года президент РФ внес в Госдуму законопроект, который вводит уголовную ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства. Правозащ

Объявлениями с предложениями временной и постоянной регистрации обклеены столбы и заполнен весь Интернет. «Регистрация в Москве, быстро, недорого, официально» – такие объявления привлекают внимание людей, желающих оперативно обзавестись необходимым документом. Тут же можно ознакомиться с расценками на услугу. Например, на одном из сайтов сообщается, что для граждан России регистрация на полгода обойдется в 700 рублей, для граждан СНГ уже дороже – 1200 рублей.

Такие фирмы действуют, мягко говоря, не вполне официально, сомнения насчет их легитимности возникают сразу. «Я позвонил по одному телефону и попросил зарегистрировать меня по одному адресу в Москве, где я остановился, – рассказал «НИ» житель Самары Игорь Денисов. – Мне ответили, что есть возможность зарегистрировать меня, но только по другому адресу. А затем девушка спросила меня, для чего мне нужна регистрация. Когда я ответил, что для получения заграничного паспорта в Москве, то на том конце провода уклончиво пояснили: «Для получения паспорта наша услуга вам, наверное, не подойдет, поскольку в ФМС проверка очень строгая». Тем не менее услугами подобных «фирм» вынуждены пользоваться многие тысячи гостей столицы, поскольку без регистрации нельзя получить гражданство, во многих местах устроиться на работу, получить паспорт или кредит в банке.

Возвращение прописки

Институт прописки существовал в советское время, тогда он был одним из механизмов государственного контроля за перемещениями граждан и имел некоторые черты крепостного права. С декабря 1932 года, когда в СССР были введены внутренние паспорта, регистрация по месту жительства стала обязательной. Проживание без прописки запрещалось и грозило гражданину депортацией, штрафами и исправительно-трудовыми работами. А в сельской местности людям и вовсе не выдавали паспорта, что делало невозможным их переезд в другое место.

Прописка в Российской Федерации была отменена 1 октября 1993 года, с момента введения в действие закона «О праве граждан на свободу передвижения». Прописка была заменена регистрацией по месту жительства, которая имела уведомительной порядок. В обязательном порядке регистрироваться должны были только иностранные граждане и приехавшие в страну мигранты.

Но постепенно методы и практика контроля не только за иностранцами, но и за своими гражданами стали возвращаться. Особенно тщательно за наличием у граждан соответствующей бумажки с печатью следили в Москве и Санкт-Петербурге. Конфликт дошел до того, что группа граждан, в числе которых была журналист Вероника Куцылло, подали жалобу на нарушение своих прав в Конституционный суд. КС тогда встал на сторону граждан и принял постановление, по которому регистрация может быть только уведомительной. И «ее отсутствие или наличие не может быть основанием для наступления правовых последствий, которые не позволяют гражданину реализовать свои права».

Тем не менее в декабре 2010 года Владимир Путин в ранге председателя правительства предложил фактически вернуть часть советских норм прописки, в частности, ввести уголовную ответственность и высылку за проживание без регистрации. В январе соответствующие поправки были внесены уже президентом Путиным в Госдуму.

В тюрьму за регистрацию

Новый законопроект предполагает ужесточение ответственности за регистрацию граждан по месту жительства. Оно касается как граждан, которые живут не по тому адресу, так и владельцев жилья. Если раньше наказание существовало только за фальшивую регистрацию, то сейчас проживание без регистрации выводится в отдельный состав правонарушения. Самому жильцу за нарушение нужно будет заплатить штраф в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 до 5 тыс. рублей. Хозяевам жилья – от 2 до 7 тыс. рублей, юридическим лицам – от 250 тыс. до 800 тыс. дензнаков.

За «фиктивную регистрацию» теперь будет и вовсе грозить уголовная ответственность. Незаконная постановка на миграционный учет для граждан России и иностранных граждан может вылиться в штраф до полумиллиона рублей, принудительные работы до трех лет или даже лишение свободы до трех лет. По словам правозащитников, институт прописки сейчас остался только в странах с авторитарной властью, стремящейся контролировать каждый шаг своих подданных.

Слежка за россиянами

Этот законопроект ударит прежде всего по интересам миллионов россиян, тревожатся правозащитники. Председатель организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина называет новоиспеченный документ «проектом для ревнивых жен и мужей». По ее словам, он коснется не только мигрантов, но и большого числа людей, которые имеют регистрацию в одной квартире, а проживают, например, по тем или иным причинам в другом помещении. «То есть если человек не живет по месту регистрации, то он автоматически становится нарушителем, – пояснила «НИ» эксперт. – А это чуть ли не половина Москвы и других крупных городов. Если человек прописан у мамы, а живет со своей женой в законном браке в другом месте, то его могут привлечь к ответственности».

Несмотря на то что глава ФМС Константин Ромодановский, который, кстати, сразу же после внесения президентских поправок был повышен в статусе до ранга министра, заявил, что законопроект не коснется «простых российских граждан». Но самих простых граждан это заявление вовсе не успокаивает. «Если придет в квартиру участковый и потребует заплатить штраф, то его лишь рассмешит ссылка на обещания Ромодановского», – смеется в разговоре с «НИ» москвичка Мария Павлова, которая прописана у бабушки, а живет в квартире своего мужа.

«Я сам с женой и детьми проживаю там, где не зарегистрирован, – делится с «НИ» нынешний глава фонда «Миграция ХХI век» и бывший заместитель главы ФМС Вячеслав Поставнин. – Я живу в Москве в одной квартире, а зарегистрирован в другой. И что, нас теперь будут штрафовать?» По словам г-на Поставнина, ситуация в России осложняется тем, что соответствующего жилого фонда для того, чтобы зарегистрировать всех желающих граждан, в нашей стране попросту нет.

Борьба с «резиновыми квартирами»

В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что главной причиной внесения поправок является борьба с так называемыми резиновыми квартирами, то есть квартирами, в которых зарегистрированы несколько десятков, а то и сотен граждан. По мнению Светланы Ганнушкиной, появление «резиновых квартир» вполне объяснимо. «Люди это делают потому, что на их пути к российскому гражданству стоит препятствие в виде отсутствия регистрации по месту жительства, – отмечает правозащитница. – Нужно просто отменить эту регистрацию в качестве фактора, определяющего право на российское гражданство».

Самая знаменитая в России владелица такой «резиновой квартиры», депутат Обнинского горсобрания Калужской области Татьяна Котляр, которая из сострадания безвозмездно прописывает к себе людей, уже попала под суд. К счастью, женщина была оправдана, поскольку все «квартиранты» выступили в ее поддержку. Если новый законопроект примут, то Татьяна Котляр, не исключено, может оказаться виновной. Поскольку она регистрирует у себя людей, заведомо зная, что проживать эти люди у нее в квартире не будут. А бумажка со штампом нужна им только для того, чтобы получить гражданство или же устроиться на работу.

Сама хозяйка «резиновой квартиры» Татьяна Котляр называет внесенные поправки «тоской по крепостному праву». Она говорит, что продолжает помогать людям, и уверяет, что проблема не в самих «резиновых квартирах», а в существующих правилах регистрации. «Люди, у которых нет своего жилья, не могут зарегистрироваться на законных основаниях, – отмечает в беседе с «НИ» г-жа Котляр. – Правила регистрации должны быть простыми. Человек должен прийти в паспортный стол, написать заявление и указать адрес, где он фактически проживает. А когда власти требуют, чтобы пришел хозяин жилья, то именно здесь уже возникают первые трудности».

Не кнутом, а пряником

В европейских странах и США такого понятия, как «регистрация», просто нет, напоминает Светлана Ганнушкина. Там есть понятие местного жителя, который имеет право на льготы, предоставляемые муниципалитетом. «Люди дают себе труд более сложным образом выяснять, где находятся их граждане, – рассказывает г-жа Ганнушкина. – Например, то, что вы сняли жилье, платите налог, работаете – именно это служит показателем того, что вы живете в данной местности. Это для них формальный вопрос учета населения. В Америке у меня живет дочь, и когда внуку исполнился год, то нам в магазине подарили торт, то есть в магазине знали, где мы живем».

Вячеслав Поставнин в недоумении, как нынешнее законодательство собирается бороться с нарушителями режима. Поскольку даже правительственный отзыв на законопроект признает, что «не определен порядок выявления данных лиц и орган, который будет это определять». По мнению правозащитников, более эффективным способом была бы борьба с поддельными фирмами, выдающими «липовую» регистрацию.

Между тем в Госдуме некоторые депутаты уже собираются вносить поправки в законопроект. По словам зампредседателя комитета по конституционному законодательству Вадима Соловьева, ко второму чтению необходимо прежде всего разграничить ответственность за нарушение правил регистрации между иностранными и российскими гражданами. «Ответственность россиян должна быть минимальной, – пояснил «НИ» депутат. – Человек, имеющий российское гражданство, должен иметь регистрацию. Но наказывать его за то, что он живет в другой квартире, не по тому адресу, который указан в документах, просто абсурдно».

"