Posted 20 ноября 2003,, 21:00

Published 20 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

«А ну-ка, Чайка, отвечай-ка!»

20 ноября 2003, 21:00
Вчера известный юрист Генри Резник заявил, что министр юстиции Юрий Чайка, обвиняя адвоката г-на Ходорковского Ольгу Артюхову в передаче подследственному некоей записки, оправдывает неправомерные действия своих подчиненных. Тем самым глава юридического ведомства, по его словам, вводит общественность в заблуждение.

Сотрудники изолятора, изъявшие пресловутую записку, действовали в строгом соответствии с законом, заявил в минувшую среду г-н Чайка. Более того, за свою бдительность они получили от Генпрокуратуры благодарность. «Содержание данной записки представляет интерес для следствия», – подчеркнул министр. Однако президент Московской адвокатской палаты Генри Резник, после обращения к нему г-жи Артюховой и проведенного им расследования, уверен в другом: спорить о законности изъятия записки просто бессмысленно, поскольку записки как таковой не существует. По «неофициальной» версии, дело обстояло следующим образом. Г-жа Артюхова пришла на встречу с бывшим главой ЮКОСа, имея при себе адвокатское досье в двух картонных папках. Она не решилась сдать важные документы как обычную ручную кладь в предназначенные для этого боксы. В камере адвокат провела около часа, но в ходе беседы с г-ном Ходорковским папку ни разу не раскрывала.

После свидания с заключенным г-жу Артюхову пригласили в отдельное помещение и предложили представить досье для ознакомления. Она отказалась, сославшись на закон об адвокатской деятельности, в соответствии с которым доступ к досье посторонним лицам запрещен. «Ей ответили, что для них этот закон не указ. Они действуют на основании закона о содержании под стражей и могут подвергнуть досмотру все, что захотят», – изложил адвокатскую версию событий г-н Резник. Женщина повторно отказалась предоставить материалы для просмотра, и тогда их у нее отобрали силой. В результате из пухлого досье исчезли 2 документа – правовой анализ, составленный адвокатами по одному из эпизодов дела Михаила Ходорковского, и записи г-жи Артюховой. Какой из документов расценивается как «записка», пока неясно.

Г-н Резник, комментируя ситуацию, заявил, что досмотр, согласно закону о содержании под стражей, может проводиться только тогда, когда есть достаточные основания подозревать данного гражданина в проносе запрещенных предметов. Таких оснований, на его взгляд, не было. Более того, даже вне зависимости от подозрений сотрудников СИЗО, приоритет все равно за законом об адвокатуре. Следовательно, досмотр был деянием противоправным.

Г-жой Артюховой уже направлена жалоба в Минюст (следственные изоляторы входят в систему министерства). Теперь ведомство г-на Чайки обязано провести проверку. «В зависимости от того, какими окажутся ее результаты, и будет принято решение об обращении в суд», – подчеркнул г-н Резник. И добавил: «А ну-ка, Чайка, отвечай-ка!» Стоит отметить, что в камерах свиданий в соответствии с законом ведется видеосъемка (но не должна проводиться аудиозапись). На данные видеонаблюдения ссылался и министр. Так что проверка будет связана прежде всего с анализом действий запечатленных на пленке.

Г-н Резник склонен рассматривать произошедшее не как единичный эпизод, а как очередное свидетельство «весьма тревожной тенденции». «Мы сталкиваемся сейчас с тем, что органы Генпрокуратуры фактически организуют наступление на права адвокатов», – заявил он. По его мнению, «нет другого выхода, кроме взятия правосудия под общественный контроль». Г-н Резник считает целесообразным создание правозащитной организации, в которую войдут «незапятнанные, высококвалифицированные юристы». Деньги на создание этой структуры, по мнению г-на Резника, с охотой предоставят российские бизнесмены.

"