Posted 20 октября 2004,, 20:00

Published 20 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Коррупционная стабильность

Коррупционная стабильность

20 октября 2004, 20:00
Во вторник был опубликован мировой индекс восприятия коррупции. Россия заняла 90 место из 146 стран, в которых проводились исследования, разделив его с Непалом и Танзанией (чем выше место, тем ниже уровень коррупции). По мнению авторов исследования, у нас в стране дела с коррупцией обстоят стабильно плохо, и дальше сло

Ежегодно начиная с 1993 года международное некоммерческое и негосударственное общественное движение Transparency International (TI) проводит исследование коррупции в мире. По результатам этих исследований составляется индекс восприятия коррупции. В этом году в список TI вошли 146 стран, в том числе и Россия. TI – единственная международная организация, занимающаяся исследованием коррупции и борьбой именно и сугубо с ней. По мнению председателя TI Питера Айгена, это зло сегодня является общей проблемой и беднейших, и богатейших стран мира. Во вторник, выступая в Лондоне, он сообщил, что общий объем средств, теряемых из-за коррупции в сфере госзакупок, составляет более 400 млрд. долл. в год. При этом он отметил, что в этом году чрезвычайно низкие места заняли 14 стран с богатейшими запасами нефти. «В этих странах система заключения государственных контрактов, связанных с нефтедобычей, пронизана коррупцией», – заявил г-н Айген. И Россия – в числе этих государств.

При обсуждении мер по борьбе с коррупцией всегда встает вопрос: а каким образом ее измерить? Сами взяточники не торопятся заявлять о себе. Не отображает, чаще всего, реального положения вещей и деятельность правоохранительных органов. Количество уголовных дел и тем более вынесенных приговоров суда – тоже сомнительный критерий для оценки уровня коррупции в том или ином государстве.

Если посмотреть российскую судебную хронику, то коррупционеров у нас единицы. Поэтому в качестве критерия сравнительной оценки распространения коррупции в различных странах был взят индекс ее восприятия, который отображает то, как оценивает ситуацию само население стран. Понятно, что один жадный инспектор ГАИ на людной улице может ухудшить это самое восприятие гораздо больше, чем три тихих казнокрада в высоких кабинетах. Первый на виду, а про вторых мы чаще всего никогда и не узнаем.

В этом году Россия заняла 90-е место из 146 возможных. На одном уровне с нами оказались такие страны, как Танзания, Индия, Гамбия и Непал. Даже Беларусь нас опережает: эта страна – на 74-м месте. По мнению директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елены Панфиловой, за последние четыре года ситуация в этой области для России не изменилась. То есть коррупции меньше у нас не стало, правда, справедливости ради надо отметить, что она и не увеличилась. При общей стабильности изменились качественные параметры. Меньше стал разброс мнений. Если год назад некоторые респонденты все-таки оценивали коррупцию в России на уровне Италии или Венгрии (42-е место), то сейчас такие радужные суждения практически отсутствуют. Самые оптимистичные оценки не поднялись выше уровня Боснии и Герцеговины (82-е место). «Коррупция в России из чисто криминальной и политической проблемы сегодня превратилась в вопрос выживания», – считает Елена Панфилова, имея в виду серию терактов, потрясших страну. Ведь, как установило следствие, смертницы проникли на борт двух лайнеров именно за взятку.

Данные TI подтверждают и исследования отечественных социологов. Так, один из последних опросов Фонда «Общественное мнение» показал, что более половины россиян уверены – наши судьи берут взятки (см. график). На вопрос, что, кроме закона, оказывает наибольшее влияние на работу российских судей, 40% респондентов ответили – «личные интересы», 8% – «телефонное право» и только 2% – «личные убеждения судьи».

Если взглянуть на общемировую ситуацию, то получается следующая картина. Меньше всего коррупции у себя в стране видят наши северные соседи – Финляндия занимает почетное 1-е место. Следом за ней идут Новая Зеландия, Дания и Исландия. США занимают 17-е место, обогнав Чили, но недотянув до Гонконга. Более всего коррупция распространена, с точки зрения местных жителей, в Гаити, Бангладеш и Нигерии. Если говорить о динамике изменений восприятия коррупции, то в этом смысле ситуация за последнее время ухудшилась в Польше, в княжестве Люксембург, на Кипре и, что особенно печально, в Тринидад и Тобаго. Зато продвинулись в нелегком деле борьбы с коррупцией в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии и Уругвае.

У бывших союзных республик дела обстоят по-разному. Меньше всего коррупции отмечено в Эстонии (31-е место). А вот в Азербайджане дела хуже некуда – 140-е место. Не намного лучше дела обстоят и у Туркменбаши – его чиновники довели страну до 133-го места. Впрочем, Туркменистан не одинок. Он делит это «почетное» место с демократической Грузией и Таджикистаном.

А в ближайшее время эксперты TI обещают опубликовать мировой индекс взяткодателей. Почитаем…


По конкурентоспособности экономики Россия занимает 70-е место в мире

"