Posted 21 сентября 2018,, 10:05
Published 21 сентября 2018,, 10:05
Modified 7 марта, 16:22
Updated 7 марта, 16:22
Мы знаем примеры, увы, немногочисленные, когда власти и правоохранительные органы во время массовых протестных выступлений действовали в строгом соответствии с Конституцией и международными обязательствами Российской Федерации, обеспечивая порядок и безопасность участников мирных собраний – даже в тех случаях, когда органы власти, уполномоченные рассматривать уведомления о публичных мероприятиях, отказывали в их согласовании. Наряду с этим все еще широко распространена практика необоснованного и непропорционального применения силы в отношении людей, не представляющих угрозы ничьей безопасности и не совершающих никаких актов насилия — как участников массовых публичных мероприятий, так и журналистов, и просто прохожих.
К сожалению, последнее в полной мере относится и к событиям 9 сентября, когда по всей стране проводились акции против так называемой пенсионной реформы.
Информация, видео- и фотоматериалы из открытых источников дают все основания утверждать, что действия правоохранительных органов были необоснованы, непропорциональны и явно превышали порог минимально допустимого вмешательства для охраны общественного порядка. Широкое распространение получили фото задержаний малолетних и, наоборот, пожилых граждан, в чьих действиях не было ни насилия, ни таких угроз общественным интересам, которые могли бы оправдать применение к ним силы. Действия правоохранителей во многих ситуациях способствовали нагнетанию агрессии, дополнительно провоцировали, а не снижали конфликтность, а применение спецсредств носило неизбирательный характер и походило на акты возмездия и устрашения, а не на действия в защиту права. По меньшей мере пять человек получили серьезные травмы, но нам не известно ни об одном уголовном деле, возбужденном в отношении сотрудников правоохранительных органов по этим фактам.
По меньшей мере двадцать журналистов заявили о препятствовании их деятельности, в том числе пять человек заявили о получении телесных повреждений со стороны правоохранителей. По сообщениям СМИ, ГУ МВД по Свердловской области вообще заявило, что не видит разницы между протестующими и журналистами, демонстрируя незнание общепризнанных стандартов взаимодействия с прессой.
Ответственность за нарушения прав человека на мирных публичных мероприятиях и на нагнетании конфликтности вокруг подобных акций лежит не только на правоохранительных органах, необоснованно и непрофессионально использующих свою монополию на насилие, но и на органах власти, в чьи обязанности входит рассмотрение уведомлений и согласование времени и места проведения публичного мероприятия.
Отсутствие внятных и прозрачных согласительных процедур, отзывы согласований в последний момент, отказы под очевидно надуманными предлогами, перенос бремени реагирования на общественное недовольство на полицию и войска национальной гвардии и ставка на силовое подавление ведут к изоляции власти, нарастанию конфликтности и в конечном итоге чреваты потерей легитимности. Образ власти складывается в т.ч. и из образов полицейских и бойцов национальной гвардии, задерживающих подростков или избивающих дубинками безоружных граждан.
Мы в очередной раз призываем руководство страны действовать в рамках Конституции и международных обязательств в области прав человека. Только действия в правовом поле соответствуют ключевым интересам как власти, так и общества.
Совет Московской Хельсинкской Группы
20.09.2018
События 9 сентября этого года, когда силовики безжалостно расправлялись с юными демонстрантами, комментирует доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов:
В начале нового учебного года по всей стране прошли акции протеста против пенсионной реформы. На площадях оказались и дети. То ли кто-то специально спровоцировал появление школьников на митингах, то ли юношеское стремление к протесту и желание испытать судьбу в рискованном предприятии вывело их на акции несогласных. И в ряде случаев силы правопорядка не делали различий, жестокому обращению правоохранителей подверглись не только взрослые, но и несовершеннолетние дети. «Вести образования» попросили Александра Асмолова прокомментировать случившееся.
Когда я вижу детей, вышедших на баррикады, невольно возникает образ Гавроша, знакомый нам со школьной поры.
Когда-то у нас в чести была фраза: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Я задаю себе вопрос: какое будущее у страны, в которой дети, учителя и родители стоят на коленях, утрачивая самое главное человеческое достоинство?
Что может быть трагичнее диагноза «страна потерянного достоинства»? На мой взгляд, только диагноз «страна наследников Малюты Скуратова».
Когда я с болью наблюдаю сцены охранительного ража избиение детей и женщин, сразу вспоминаю, чему нас учил добрый старый психоанализ: нужно проанализировать травмы прошлого, которые приводили разные страны к состоянию потерянного достоинства.
Что это за травмы?
Они иногда подчеркнуто хрестоматийны. Вы все помните замечательную картину «Иван Грозный убивает своего сына». Продолжу этот ряд. Есть фраза, которую иногда произносили с гордостью: «Я ефрейторов на фельдмаршала не меняю». Она приписывается Иосифу Сталину, когда Яков Сталин оказался в плену у фашистов...
Эти примеры стоят в моем сознании. Я бы хотел, чтобы мы вспоминали и проживали различные эпизоды из нашей исторической памяти. Например, одичание немецкой нации, буквально за одно десятилетие превратившейся в нацию садистов. В нацию палачей, не делавших различия между взрослыми и детьми, виновными и невинными, пожелавшими лишить достоинства весь мир в угоду бредовой идеологии национал-социализма.
Я помню леденящее душу стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»:
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их все били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было!
Мужчины мучили детей!
Эти строчки замечательного мудрого поэта рисуют ситуацию невозможности существования, в которой оказывалась история цивилизации.
Противоположный хрестоматийный пример, пульсирующий в моем сознании, Януш Корчак, на которого я в буквальном смысле молюсь. Человек, который отказался от предложения власти остаться живым и не войти вместе с Домом сирот в газовую камеру. В ответ он, наоборот, вошел туда с девочкой на руках, и в газовой камере завершил свой жизненный путь.
По какому пути пойдем сегодня мы?
По пути Малют Скуратовых, склонных к инфантициду? В упор не понимающих, что возраст 12 - 18 лет психологи не случайно называют возрастом бури и натиска?!
Они в упор не понимают, что во все века подростки и молодежь были носителями поиска новых норм и относились к социальному слою «возмущающего поведения».
Они не пропускают в свое сознание мысль о том, что, если заставить молодежь жить на коленях и смиренно молчать, рано или поздно историческая пружина распрямится, и произойдут радикальные изменения, как это случилось во Франции в 1968 году во время молодежной революции.
Чем сильнее государство начинает закручивать политические, экономические, социальные и психологические гайки, тем больше вероятность того, что общество и государство рискуют сорваться с резьбы и потерять контроль над любыми проявлениями жизни в нашей стране.
Именно поэтому то, что происходило в этот осенний сезон, я связываю с выбором будущего пути страны. Пойдем ли мы по пути наследников Малюты Скуратова, по пути страны, утратившей достоинство? Или же по пути, который у нас всегда был и есть (и на который я надеюсь), пути страны самостояния, страны Александра Пушкина, страны Андрея Сахарова? По пути, где есть место эволюционному оптимизму, надежде и вере в то, что наши дети вырастут в культуре достоинства.
Оригинал здесь