Posted 20 сентября 2005,, 20:00

Published 20 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Мина замедленного действия

Мина замедленного действия

20 сентября 2005, 20:00
Сегодня Госдума должна рассмотреть поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления организации местного самоуправления в РФ». Депутаты хотят перенести завершение реформы местного самоуправления на 2009 год. По мнению экспертов, это наверняка приведет к правовому хаосу в регионах, а

Суть рассматриваемых депутатами поправок сводится к одному – реформа местного самоуправления в России переносится на три года. Напомним, что закон о муниципальной реформе был подписан президентом еще в октябре 2003 года и подробно расписывал задуманную Кремлем муниципальную реформу, которая должна была происходить в несколько этапов и окончательно закончиться 1 января 2006 года. В этом году во многих регионах уже прошли муниципальные выборы, на которых выбраны примерно 80 тыс. депутатов и 6 тыс. глав муниципальных образований. При этом в ближайший месяц будет избрано еще столько же. Но, по мнению группы депутатов из «Единой России», регионы оказались не готовы к введению самоуправления. Для этого «единороссы» предложили изменить 1 часть 83 статьи закона. Согласно предлагаемой поправке «до 1 января 2009 года устанавливается переходный период». «В этот период регионы могут своими законами устанавливать объем полномочий для вновь образованных муниципальных поселений, а также бюджетное обеспечение, – пояснил «НИ» глава комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, член фракции «Единая Россия» Владимир Мокрый. – Прежде всего, это связано с разной степенью готовности к реализации закона в полном объеме как субьектов РФ, так и муниципальных образований. Кроме того, на уровне правительства РФ не все вопросы решены. В частности, по разграничению собственности между образованиями и их доходностью».

Однако не все согласны с оценкой хода муниципальной реформы. Как ни странно, представители оппозиции достаточно положительно оценивают достигнутые в этой области Кремлем результаты. «То, что регионы не готовы, это просто обман», – заявил «НИ» секретарь политсовета СПС Борис Надеждин. По его сведениям, каждый понедельник в правительстве происходит совещание по этому вопросу, и губернаторы или их замы докладывают о готовности. «Из десяти приглашенных максимум два говорят, что они не готовы», – сообщил политик. Обрисовал он и ситуацию, которая сложится, если муниципальная реформа будет перенесена: «Поставьте себя на место людей, которые занимались самоуправлением. Три года назад им говорили, что с 1 января они получат полномочия. В результате мы получаем на местах полностью сформированные органы, которым объявят, что мы, мол, погорячились и никаких полномочий у вас не будет. Это просто какая-то трагическая ошибка». Но Владимир Мокрый настроен более оптимистично: «Депутаты муниципальных органов власти, прежде всего на поселенческом уровне, практически все работают на общественных началах. Кроме того, депутатам будет чем заняться. Например, разработкой и утверждением Устава своего муниципального образования. Но бюджет они пока формировать не будут, по крайней мере первый год».

По оценкам экспертов, в переносе муниципальной реформы сегодня заинтересованы как назначаемые губернаторы, так и федеральный центр. Так, глава аналитической группы «Меркатор» НИИ географии РАН Дмитрий Орешкин уверен, что назначаемые губернаторы хотят, чтобы вертикаль власти простиралась и вниз. «Иначе как он может отвечать перед начальством, если он не может назначать себе подчиненных», – сказал «НИ» аналитик. Но самое важное, по его мнению, это вопрос собственности. «Кто, скажем, распоряжается в области землей: губернатор или муниципальное образование? По закону получается, что муниципальное образование», – пояснил он. В качестве примера г-н Орешкин привел Волгоградскую область, где Волгоград производит более половины бюджета области. Получается, что с финансовой точки зрения мэр важнее губернатора. Последнему с этим, конечно, тяжело примириться.

В свою очередь в федеральном центре, когда дело дошло до конкретной передачи полномочий на муниципальный уровень, вдруг поняли, что это чревато большими проблемами. По словам Дмитрия Орешкина, если этот закон войдет в действие, то непременно начнутся серьезнейшие материальные конфликты, передел собственности на уровне регионов. «Это очень серьезная мина замедленного действия», – охарактеризовал он ситуацию. Но по традиции чиновники стали не решать проблему, а попросту отложили ее на потом. Тем более что это «потом» имеет вполне конкретные сроки. Не случайно в предлагаемых «единороссами» поправках фигурирует именно январь 2009 года. Борис Надеждин уверен, что причина кроется в будущих думских и президентских выборах и у инициаторов этих поправок «в голове только 2007/2008 год». «Поэтому абсолютно все реформы, которые хоть как-то могут исказить вертикаль власти, они хотят перенести», – пояснил он.

Впрочем, по словам Дмитрия Орешкина, единого мнения по данному вопросу в Кремле нет. И сейчас как-то смягчить ситуацию пытаются полпред президента в УФО Дмитрий Козак, который был идеологом муниципальной реформы, и помощник президента Игорь Шувалов, курирующий этот вопрос. Но конфликт, по мнению г-на Орешкина, в любом случае уже разгорается: «Ведь во многих регионах муниципальные органы власти уже сформированы, и вряд ли они захотят отдать свои права». И начиная с 1 января будущего года нас в любом случае ждет конфликт в регионах. Если поправки не примут, то муниципальные власти получат в свое распоряжение огромные материальные ресурсы, которыми до сих пор распоряжались губернаторы. Если же реформу перенесут, то сомнительно, что тысячи уже избранных муниципальных советов согласятся спокойно подождать еще три года. Вопрос только в том, как далеко все это зайдет?

"