Posted 21 августа 2020,, 17:31

Published 21 августа 2020,, 17:31

Modified 7 марта, 14:35

Updated 7 марта, 14:35

Единый День голосования - 2020: будет востребован региональный патриотизм

Единый День голосования - 2020: будет востребован региональный патриотизм

21 августа 2020, 17:31
Фото: tambov.gov.ru
Региональный патриотизм долгие годы не был достаточно востребован в работе социальных и политических технологов, а он очень силён и на нём многое можно построить, считает политический консультант Григорий Казанков.

Своё мнение, наряду с другими экспертами, он озвучил в рамках круглого стола в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ) по теме «Социальные, а не политические. Как новые технологии социальной работы помогли главам победить в кампании 2019 года и какие практики мы наблюдаем в эту кампанию».

ЭИСИ продолжает серию круглых столов, связанных с подготовкой и проведением Единого дня голосования, который в этом году будет иметь удлинённый формат. Напомним: основным днём станет 13 сентября, а 11-го и 12-го числа гражданам будет дана возможность выразить своё волеизъявление досрочно.

В ходе очередного обсуждения эксперты затронули вопросы региональных избирательных кампаний 2020 года, новые тренды в региональных управленческих практиках, особенности современной коммуникации между обществом и властью и многое другое.

«Можно выделить следующие ключевые тренды. Это изменение коммуникации между властью и обществом, противодействие оттоку населения и привлечение молодых высококвалифицированных кадров, а также то, что главным приоритетом региональных властей стала семья», — отметила в начале дискуссии модератор Дарья Кислицына, руководитель департамента региональных программ ЭИСИ.

Эксперт ЭИСИ Марина Завгородняя отметила, что в новых реалиях меняется характер коммуникаций и отношение населения к этой коммуникации. В особенности применительно к интернет-коммуникациям, запрос на скорость и персональное внимание к жителям очень вырос. Сегодня крайне важно не только инициировать сами проекты, но и правильно доносить информацию о них до населения.

Руководителя проектов Центра социальных исследований и технологических инициатив (СИТИ) в Финансовом университете при Правительстве РФ Ефим Фидря поделился своим видением актуальных стратегий социальной коммуникации на примере Калининградской области.

По его словам, доминирующим запросом к власти, независимо от уровня и ветви, является запрос на прямую коммуникацию и усиление репрезентации.

В нынешних условиях наиболее эффективны ритуализированные формы коммуникации в сочетании со спонтанными – личная страница в соцсетях, внезапный прямой эфир, незапланированный визит, прогулка по городу; а для стиля общения власти и общества должны быть характерны открытость, умеренная эмоциональность и аскетизм.

«Региональный патриотизм долгие годы не был востребован в работе социальных и политических технологов, а он очень силён, на нём можно много чего построить. Если правильно понять, в чём он заключается, понять, что людям дорого и важно. Я не считаю, что социальные технологии вытесняют политические, просто социальная повестка дня сейчас более актуальна, социальная – в широком смысле.

Кто у нас основной субъект политического процесса? Политические партии. Но скажите мне, пожалуйста, какие политические партии имеют свою позицию по самым острым вопросам в общественной повестке? Вот какова позиция, например, «Единой России», КПРФ, ЛДПР по ситуации в Белоруссии, в Хабаровске и так далее? Вы знаете? Я не знаю. Непонятно. Поэтому, когда у субъекта политического процесса нет политической позиции, те, кто выходит на выборы, вынуждены сами нащупывать те вопросы, которые для людей важны. И в этом смысле, их политическая сила им ничем особенно не помогает. И они, в меру своего понимания и возможностей, учитывая специфику каждого региона, пытаются ответить на ключевые запросы», - отметил политический консультант Григорий Казанков. По его мнению, в регионах отсутствует полноценная политическая повестка, а политические партии, увы, её, фактически, не формируют.

С коллегой согласился политический консультант Владимир Лубянко, на его взгляд, в регионах основой предвыборных программ сегодня является осуществление социальных проектов: «Список реальных дел — сейчас важнее любых политических технологий».

Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов в своём выступлении высказал позицию о нарастающем эгоизме общества.

Он выделил следующие особенности избирательных кампаний: «избирателю всегда всего мало, и он часто бывает многим не доволен», «избиратель не помнит добро», а также то, что «избиратель не знает, чего хочет сам».

Рассуждая на тему наиболее эффективных социальных практик, Старовойтов выделил принципы, на основании которых они внедряются в жизнь регионов. «Первое: все социальные практики ориентированы на крупные электоральные группы. Второе: все социальные практики соответствуют электоральным ожиданиям (сейчас в основном они связаны с ковидом). Третье: при выборе социальных практик власти обращают внимание на ее медийность и потенциальный «вау-эффект» от её внедрения. Четвертое: практики должны демонстрировать потенциал региона и мощь его будущего главы. И пятое: это то, что ожидания предварительно должны быть разогреты информационной работой. То есть изначально должна создаваться повестка, какие проблемы необходимо решить, а затем, уже в качестве их работы, главы создают сначала повестку сами — это опытные так делают — обозначают, какие проблемы главные».

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга «ИНСОМАР», который, как рассказывали «Новые Известия», принимал участие и в прошлом круглом столе по теме «Единый день голосования. Итоги выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков. Новые электоральные реалии», представил вниманию участников результаты исследования: «Новые главы регионов. Тенденции, опыт и эффективные практики от ЕДГ 2019 к ЕДГ 2020».

Эксперт обратил внимание на то, что избиратель стал более «прагматичным»: все запросы имеют чёткую социально-экономическую — а не идеологическую — направленность и характеризуются, прежде всего, желанием роста материального благополучия и социальной защищенности.

«Пандемия приведёт или уже привела к определённому снижению качества жизни. Над страхами витальными – за своё здоровье и здоровье близких, об угрозе заражения, доминируют страхи экономического характера: потеря занятости и дохода, снижение качества жизни в целом. Тема ухудшения экономической ситуации граждан и угрозы существования среднего и малого бизнеса является одной из основных в информационном поле. Ситуация в России лучше, чем в других странах. Существует дефицит рационального объяснения происходящего или это объяснение носит максимально диссонансный характер».

Участники круглого стола разобрали несколько региональных ситуаций. Так, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников раскрыл особенности избирательных кампаний Северо-Западного федерального округа. Он остановился на влиянии политической конкуренции на исход выборов, а также выделил отличительные черты избирательных кампаний разных уровней. Губернаторские выборы он охарактеризовал как «наполненные большей долей оптимизма», а насчёт муниципальных заметил, что они будут наполнены «большим радикализмом и проблемностью».

Завершая дискуссию, исполнительный директор ЭИСИ Анна Федулкина, напомнила всем участникам о запуске портала ЭИСИ по управленческим практикам. По её словам, это хороший и удобный инструмент для тиражирования эффективных региональных решений, площадка для обмена опытом. Здесь собраны более 12 000 региональных практик, которые, безусловно, будут полезны всем заинтересованным.

"