Posted 20 июля 2005,, 20:00

Published 20 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Ни с места

Ни с места

20 июля 2005, 20:00
Очередная правительственная реформа, похоже, всерьез забуксовала. Решение депутатов Госдумы перенести вступление в силу закона 131 о статусе местных территориальных образований свидетельствует о том, что попытка реализовать принципы, в нем заложенные, привела к плачевным результатам. Одним из сигналов, заставивших думц

Принятый на последнем в весенней сессии заседании Госдумы законопроект переносит на три года намеченное на 1 января 2006-го начало функционирования местных органов власти. К тому же отдельным регионам и дальше будет предоставляться отсрочка вплоть до начала 2010 года, если на момент вступления закона в силу субъект не будет готов в полном объеме передать функции управления нижестоящему уровню власти. «Задача – перенести реформу, а не отменять ее», – заявил «НИ» автор инициативы, поддержанной думским большинством, депутат Михаил Гришанков. С негодованием его идею встретили в министерствах регионального развития и финансов. Представители этих ведомств упирают на то, что задержка реформы чревата для них тем, что Бюджетный и Налоговый кодексы, единые для всей России, в разных регионах вступят в силу в разное время.

В Кремле также недовольны инициативой депутатов. Там полагают, что реформа доведет чиновничью вертикаль до «земли», благодаря чему власть приблизится к народу. Собственно, этот принцип и ставился во главу угла, когда реформаторы только обсуждали концепцию функционирования нового уровня власти. В общей сложности после образования городских и сельских поселений количество муниципалитетов в России увеличилось более чем в два раза – с 11,5 до 25–28 тыс.

Идея состояла в том, что к существующим муниципальным образованиям – районам и крупным городам – добавляется уровень поселений, городских и сельских. Вновь образованные поселения, а также их руководители (старейшины), по мнению чиновников, возложат на себя обязанность немедленно реагировать на мелкие бытовые проблемы населения. То есть, если в отдельно взятом доме потечет крыша, человек должен просить о помощи не у главы близлежащего города или района областного подчинения, а у конкретных чиновников данного поселения.

Еще одну сверхзадачу ставил главный реформатор страны (на его счету уже который год буксующая административная реформа. – «НИ»), ныне полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Посредством реформы он планировал провести окончательную инвентаризацию всех функций государства и сделать четкую раскладку: чем должен заниматься федеральный центр, чем регион, а чем муниципалитет. И каждую из этих функций должны были оценить и решить, какая чего стоит.

И сразу же «в убытке» оказались потенциальные главы городских и сельских поселений. Нагрузив их колоссальной ответственностью за жизнь граждан на местах и большим перечнем функций, чиновники-реформаторы забыли выделить на это деньги. Только к 2009 году, на который отложено вступление в силу закона о местном самоуправлении, будут готовы подзаконные акты по передаче источников налогообложения с регионального уровня на муниципальный. Пока эти источники отсутствуют даже на бумаге. Есть, правда, задумка все того же г-на Козака отщипнуть от региональных бюджетов часть налога на собственность и на землю. Но пока исполнители реформы слабо себе представляют, как эту идею можно осуществить технически.

Таким образом, депутаты Госдумы констатируют, что у большинства органов самоуправления, которые образуются по 131-му закону, нет ни источников доходов, ни обученных кадров, ни собственности. А между тем на хрупкие плечи органов местного самоуправления ляжет забота о реконструкции и расселении ветхого и аварийного жилья – то, от чего открестился даже всемогущий федеральный центр, сочтя эту задачу непосильной. К категории ветхих сегодня отнесено около 2 млн.кв. метров жилых помещений. И, по прогнозу специалистов, ежегодный прирост аварийного жилья в России в ближайшие годы будет составлять 2–5 млн. кв. метров. Как муниципалитеты будут расселять жильцов таких домов, имея бюджет равный нулю, большая загадка.

Дополнительную проблему в связи с попытками ускорить проведение реформы исполнительная власть создала для Центризбиркома. Дело в том, что в двадцати регионах выборы в органы местного самоуправления уже прошли, и во многих других они назначены на октябрь этого года. И если депутаты осенью проголосуют во втором чтении за смещение сроков проведения реформы на 2009 год, им же придется вносить десятки поправок в действующее законодательство, чтобы перенести уже назначенные выборы.

Впрочем, самую главную мину, причем замедленного действия, чиновники заложили еще на подготовительном этапе реформы. Перекроив территории субъектов по своему разумению, а не исходя из сложившихся в конкретном месте экономических, социальных и культурных связей, они создали благодатные условия для возникновения конфликтов между их обитателями. Особенно взрывоопасны непродуманные инициативы реформаторов в условиях Северного Кавказа. Первый пореформенный инцидент уже случился.

В конце июня группа, состоящая из разрозненно проживающих в Карачаево-Черкесии абазин, которые относятся к малочисленным народам России, ворвалась в республиканский парламент. В здании проходила сессия народных депутатов, на которой обсуждался законопроект о границах будущих муниципальных образований. Они решили, что новые границы внутри республики затруднят им национальное общение, развитие национальной культуры, обычаев и традиций. В связи с этим абазины потребовали создать на территории Карачаево-Черкесии абазинский район.

Перекройка районов северокавказских республик под новую модель также размыла границы многих веками сложившихся поселений Чечни, Дагестана и Ингушетии. Судя по всему, остается только ждать, где рванет раньше.

Председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов уверен, что закон о местном самоуправлении будет вступать в неразрешимое противоречие с мнением местных сообществ. «Нельзя трогать утвердившиеся границы территорий. Это приведет к очередному витку напряженности, возобновлению споров, которые когда-то успокоились, – заявил он «НИ». – В нынешних условиях реформа будет провоцировать постоянные конфликты. По своему родному Дагестану могу сказать, что люди очень щепетильно относятся к своей самостоятельности и не позволят ее ограничивать даже своим соседям, не говоря о государстве. Я с ужасом ожидаю, что будет, когда реформа вступит в силу».

Похожие проблемы, впрочем, могут возникнуть и на остальной территории России. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, соавтор закона о зонировании Московской области Георгий Кадышев считает, что при проведении реформы нужно было учесть исторически сложившиеся связи и отношения между поселениями, многие из которых зародились еще в допетровские времена. «Переход от устойчиво существовавшего с середины XVIII века территориального деления (губерния – уезд – города и волости) к новой системе муниципалитетов чреват рядом проблем», – заявил он «НИ». В частности, это отрыв городов, которым предстоит стать городскими округами, от исторически тяготеющей к ним сельской местности.



Результаты некоторых реформ

Административная реформа
Согласно заявлению вице-премьера Александра Жукова на заседании правительства в октябре 2004 года, в министерствах и ведомствах было сокращено 24 тыс. федеральных чиновников. Правда, многие из них сразу же трудоустроились в другие региональные госструктуры. По мнению же губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и мэра Москвы Юрия Лужкова, число чиновников в регионах не только не уменьшилось, но и растет. Валентина Матвиенко заявила, что многие федеральные органы создают свои территориальные органы, причем «без согласования с субъектами». «Если до реформы у нас было 13 тысяч федеральных чиновников, – сказала губернатор Санкт-Петербурга, – то сейчас их количество становится больше».

Пенсионная реформа
Известно, что перед пенсионной реформой ставилось три основные задачи. Первая – снять с государства часть ответственности за пенсионное будущее граждан. Вторая – побудить граждан к тому, чтобы они сами начали заботиться о своем будущем и накапливать на это будущее деньги. И третья – чтобы в стране, наконец, появились длинные инвестиционные ресурсы. По мнению специалистов, ни одна из этих задач так до сих пор и не выполнена.

Монетизация льгот
В январе 2005 года в результате монетизации льгот реальный уровень доходов населения, по статистике, снизился на 9,6 процента.

Военная реформа
В декабре 2001 года министр обороны Сергей Иванов заявлял, что начатая военная реформа позволит придать вооруженным силам качественно новый облик. В июне 2005 года министр заявил, что россияне уже в ближайшие три года почувствуют осязаемые результаты от военной реформы. Значит, пока россиянам еще нечего чувствовать.

"