Posted 20 июня 2010,, 20:00

Published 20 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:58

Updated 8 марта, 06:58

Уволить без спроса

20 июня 2010, 20:00
В пятницу депутаты приняли поправки в закон о профсоюзах. По действовавшей ранее норме, увольняя работника профсоюза, работодатель должен был получить на это согласие организации. Теперь этого не требуется. Независимые эксперты полагают, что поправки говорят об очередном «закручивании гаек».

В частности, подверглась изменениям статья 25 закона о профсоюзах, которая устанавливает особые гарантии трудовых прав для работников, входящих в профсоюзные ячейки и не освобожденных от основной работы по трудовому договору. Эта статья предусматривает, что такие работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются. Кроме того, она обеспечивает им гарантии в случае перевода на другую работу по инициативе работодателя. Уволить таких работников без согласия профсоюза тоже невозможно.

По мнению правительства, инициировавшего внесение поправок в закон, Трудовой кодекс (ТК) и без того в достаточной мере защищает права работника в случае его перевода. В частности, есть статья 72 ТК, согласно которой условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и только с письменного согласия работника. Кроме этого, кабинет министров, ссылаясь на решения Конституционного суда, посчитал, что 25-я статья не соответствует Конституции РФ.

Напомним, что КС действительно посчитал профсоюзное вето на увольнение работника «несоразмерным ограничением прав работодателя», а также нашел в нем «возможность злоупотребления правом, что несовместимо и с положениями статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина».

По словам генерального инспектора труда профессиональных союзов ФКС «Соцпроф» Сергея Храмова, решения Конституционного суда «политизированы». Вместе с тем он сообщил «НИ», что принятые Госдумой поправки не имеют никаких практических последствий, поскольку без изменений остался 4-й пункт статьи 25, который сохраняет особые права за уполномоченными профсоюза по охране труда. Таким образом, большинство профактивистов просто будут наделяться статусом таких уполномоченных.

Между тем в Институте проблем глобализации и социальных движений считают, что принятые поправки приведут к тому, что профсоюзы станут еще в большей степени политизироваться. В самом худшем случае, отмечают эксперты, профорганизации будут переходить на полулегальное положение, не исключено и увеличение количества «диких» забастовок. Они также отметили «НИ», что меры, которые предлагают поправки, жестко запрещены Международной организацией труда (МОТ), поскольку они равносильны запрету легальной профсоюзной деятельности.

Интересно, что одновременно с принятием поправок Госдума в пятницу ратифицировала и 135-ю конвенцию МОТ. В пояснительной записке к документу говорится, что российское законодательство обеспечивает дополнительные гарантии профсоюзным работникам и «в полной мере» реализует положения и требования указанной конвенции. В частности говорится, что «профсоюз должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу, увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение».

Зампред думского комитета по труду и социальной политике Олег Шеин заявил «НИ», что ратификация международного документа «не дает железной страховки, но она позволит через некоторое время внести на рассмотрение Госдумы законопроект об особом порядке увольнения профсоюзных работников». «Мы уже создали рабочую группу, которая разрабатывает этот документ. Его суть сводится к простому принципу: уволить профсоюзного активиста можно только на основании судебного решения», – пояснил депутат. По его глубокому убеждению, необходимо ввести уголовную ответственность за нарушения прав членов профсоюзов. Такая законодательная мера, по словам г-на Шеина, «будет ставить целью не «сажать», а повышать чувство ответственности работодателя за принимаемые решения».

"