Posted 20 июня 2005,, 20:00

Published 20 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Следствие ведут депутаты

20 июня 2005, 20:00
Вчера в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы по разработке закона «О парламентских расследованиях». Пока депутаты затрудняются сказать, каким будет этот документ и будет ли он наделять парламент реальными функциями контроля за деятельностью чиновников. На Охотном Ряду не скрывают, что закон нужен для того

Высказанная президентом в послании Федеральному собранию идея о необходимости создания в России сильного института парламентских расследований моментально нашла своих горячих сторонников. За необходимость разработать специализированный закон, который позволял бы парламентариям становиться полноценными следователями, выступили все – от спикеров Госдумы и Совета Федерации до руководителей силовых органов власти.

Вчера думцы впервые собрались в рамках рабочей группы, чтобы обсудить концепцию проекта закона «О парламентских расследованиях». Глава рабочей группы, руководитель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сообщил «НИ», что первоначальный текст проекта будет готов уже к пятнице. Чем вызвана такая спешка, никто из членов рабочей группы объяснить не смог. Но все депутаты сходятся во мнении, что закон послужит хорошим подспорьем при расследовании фактов коррупции на верхних этажах власти и значительно расширит полномочия думского большинства. Недаром вице-спикер Госдумы от «Единой России» Вячеслав Володин намекнул вчера, что концепция законопроекта обсуждается в первую очередь на партийном уровне, а потом уже в рамках рабочей группы.

Еще в 2003 году в Думу был внесен законопроект, официально закрепляющий за парламентариями контрольные полномочия. После почти единодушного одобрения проекта закона в первом чтении он был завален во втором. Как объяснил «Новым Известиям» депутат Госдумы, один из авторов первоначального проекта закона Борис Резник, принятию документа сильно противились органы безопасности, так как считали, что «депутаты забирают у силовиков их хлеб». Второй причиной, по его мнению, была работа комиссии по борьбе с коррупцией в Госдуме третьего созыва. «Мы достигли крупных успехов в расследовании финансовых преступлений тогдашних министров. По этой причине нам тогда не дали работать и принять специальный закон о расследованиях», – сообщил «НИ» депутат.

Что касается нынешнего варианта закона, обсуждаемого в Думе, по мнению депутата Резника, он направлен на то, чтобы «имитировать депутатские расследования». «Все делается для того, чтобы нынешняя комиссия по противодействию коррупции, а также вообще депутатский корпус не вмешивались в дела чиновников», – считает парламентарий.

Тем не менее в черновом варианте проекта закона, который, напомним, будет подкорректирован уже к пятнице, сказано, что в компетенции думской комиссии по расследованию «вызывать для дачи показаний граждан и должностных лиц, запрашивать необходимые документы», а также командировать своих членов для сбора информации как по стране, так и за ее пределы. В законопроекте отмечается, что должностные лица и граждане дают свои показания перед комиссией под присягой. Вместе с тем «должностное лицо может отказаться от дачи показаний в отношении себя, но с момента отказа должно подать в отставку с государственной службы». «Неявка по вызову, отказ от присяги, или дачи показаний уголовно наказуемы», – отмечается в проекте закона. Между тем г-н Володин пока сомневается, стоит ли вводить уголовную ответственность для чиновников или можно просто ограничиться административным взысканием.

Однако самое интересное, что по окончании парламентского следствия депутаты и сенаторы, говорится в проекте закона, имеют право засекретить весь доклад, содержащий основные выводы и фамилии виновных.

В каком бы виде не был внесен в Госдуме законопроект, отвечать придется всем, кроме президента: членам правительства, работникам Центрального банка, генеральному прокурору, главе и членам Центризбиркома, сотрудникам Счетной палаты. Аудитор палаты Валерий Горегляд, комментируя «НИ» проект закона, заявил: «Некоторые депутаты, видимо, плохо понимают, как работает закон «О Счетной палате». Он как раз и закрепляет за парламентом все необходимые полномочия по контролю за аудиторами. Более того, Счетная палата – это орган, который формируется Госдумой и Советом Федерации». «То, что в текст чохом внесены и Генпрокуратура, и ЦБ, и Счетная палата, свидетельствует о политических мотивах продвижения проекта закона в его нынешнем виде», – заявил «НИ» г-н Горегляд.

В то же время член думского комитета по безопасности Владимир Гришуков высказал «НИ» мнение, что «реальной борьбы против коррупции во власти даже после принятия этого закона не будет». «Они делают это для имитации борьбы с коррупцией и создания видимости борьбы за интересы граждан. Это чистой воды бутафория», – считает депутат.

"