Posted 20 июня 2004,, 20:00

Published 20 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Неравнозначное трио

20 июня 2004, 20:00
Ситуация вокруг сложносоставного субъекта РФ Тюменской области продолжает накаляться. В минувшую среду губернатор Сергей Собянин официально заявил, что Тюменская область работает над собственным вариантом соглашения с Югрой и Ямалом, который она обнародует 24 июня.

Насколько реально Тюменская область заинтересована в достижении компромисса? По мнению некоторых экспертов, ее линия на затягивание переговоров может свидетельствовать о стремлении сосредоточить в своих руках все бюджетные средства сложносоставного субъекта. Позиция властей Тюменской области в этом вопросе все больше перестает быть внутренней темой трех субъектов Федерации. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – не рядовые субъекты РФ. От социальной стабильности и отлаженности работы властей этих округов зависит экономическое благополучие России в целом. Малейший сбой в социальной сфере округов чреват непредсказуемыми последствиями для нефтяных и газовых компаний, расположенных на их территории.

«Правительством автономного округа разработаны, приняты и уже реализуются очень много социальных программ, которых в Тюменской области просто нет, – говорит первый заместитель председателя Думы ХМАО Александр Титов. – Теперь нам нужно сворачивать наши программы? А может, Тюмень примет такие же законы в социальной сфере? Подозреваю, она на это не пойдет. А пострадают в конечном итоге рядовые жители округа».

Средства бюджета Ханты-Мансийского округа на социальную защиту населения в текущем году составляют 5,6 млрд. руб. В условиях реализации федерального закона №95 с 2005 года эта цифра увеличится до 6,1 млрд. руб., потому что в расходную часть бюджета будут включены субсидии населению по услугам ЖКХ. В рамках этого же закона полномочия по социальной защите населения могут быть переданы Тюмени. Тогда, при условии формирования консолидированного бюджета Тюменской области, из 6,1 млрд. руб. жители округа потеряют порядка 3 млрд.! Эти выплаты могут быть попросту не включены в расходные обязательства области, так как решения о них принимал именно округ, рассчитывая на свой бюджет. Но даже если Тюменская область попробует сохранить данные выплаты, надо учесть еще один немаловажный факт: в ХМАО прожиточный минимум в среднем на душу населения составляет 3540 руб., в Тюмени – всего 2148. Из каких финансовых расчетов будет исходить Тюмень по поддержке населения в ХМАО? Очевидно, что единый норматив не может быть применен к Тюменской области и округу. Население ХМАО живет на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, жители юга Тюменской области – нет.

Не более ясна и ситуация с системой высшего образования ХМАО. «Наш опыт уникален. Образовательная система округа создавалась в течение десяти лет на собственные бюджетные средства, – комментирует ситуацию председатель совета ректоров вузов ХМАО, ректор Нижневартовского государственного педагогического института Анатолий Карпов. – Если система высшей школы перейдет в ведение Тюмени, мы многого лишимся. Наверняка изменится уровень оплаты труда вузовских преподавателей, начнется текучка высококвалифицированных кадров. Не менее печальными могут быть перспективы наших субъектных вузов – Сургутского пединститута и госуниверситета. Ведь они создавались и существуют на средства нашего округа. Захочет ли Тюмень брать на себя эти расходы? В лучшем случае их сделают филиалами тюменских вузов. В худшем – закроют. Высшее образование для молодых людей, проживающих в ХМАО, перестанет быть доступным».

Зачем вообще нужна консолидация бюджетов трех субъектов? Уж если процесс интеграции неизбежен, то почему это нужно делать в такой спешке? Как справедливо недавно заметил красноярский губернатор Хлопонин, сильный регион должен присоединять слабые, а не наоборот. По какому сценарию будут развиваться события в Западной Сибири, пока сегодня сказать трудно. Впрочем, до 24 июня ждать осталось недолго.

"