Posted 20 апреля 2014,, 20:00

Published 20 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

Две трети за два года

Две трети за два года

20 апреля 2014, 20:00
В преддверии ежегодного отчета правительства в Госдуме, с которым глава кабинета министров выступит завтра, Дмитрий Медведев заявил, что правительство обладает необходимыми резервами для исполнения всех социальных обязательств перед населением, поставленных в «майских указах» президента. Об этом он сообщил на встрече с
Сюжет
Бюджет

Напомним, что «майские указы» – это первые документы, которые Владимир Путин подписал сразу после вступления на пост главы государства в 2012 году. В их число входят указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ, о совершенствовании государственного управления, развитии Вооруженных сил. Их реализация была объявлена приоритетом в деятельности президента и кабинета министров, тем не менее спустя два года после подписания документов правительство выполнило их лишь чуть больше, чем на две трети.

«Для этого (исполнения «майских указов». – «НИ») потребуются довольно значительные ресурсы, но, несмотря на то что говорится, совершенно очевидно: ресурсы для исполнения всех социальных обязательств у нас есть, хотя эти обязательства напряженные, но они все будут досконально исполнены и в области заработной платы, и в области поддержки социальных отраслей», – заверил главу государства Дмитрий Медведев.

Впрочем, специалисты оптимизм премьера не разделяют. «Я скептически отношусь к этому заявлению главы правительства, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – В прошлом году экономический рост составил чуть больше одного процента, в этом я опасаюсь, что он будет нулевым. У федерального бюджета просто нет резервов для поддержания программ реализации «майских указов».

Отметим, что еще в конце прошлого года замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что для реализации всех «майских указов» президента и соответствия тем макроэкономическим показателям, которые в них прописаны, среднегодовой рост российской экономики должен составлять не меньше 7%. Выполнение только одного обещания по повышению заработной платы бюджетникам требует роста ВВП не ниже 4% в год. С учетом текущей экономической конъюнктуры рассчитывать на такие цифры в ближайшее время даже не приходится. По итогам 2013 года рост экономики РФ составил всего 1,3% вместо ожидавшихся 3,6%. А в этом году к традиционным системным проблемам российской экономики прибавился еще и колоссальный отток капитала (50,6 млрд. долларов в первом квартале) и последствия от санкций Запада. Минэкономразвития уже понизило свой прогноз роста ВВП на 2014 год с 2,6 до 1,1% по базовому сценарию развития событий и до 0,5% по консервативному. А министр финансов Антон Силуанов на минувшей неделе и вовсе заявил, что Россию в 2014 году ожидает нулевой рост. По мнению большинства экспертов, нулевой рост – это даже позитивный вариант развития событий. В случае же усугубления ситуации с оттоком капитала экономика и вовсе может уйти в минус.

Вопрос, где в таких условиях правительство намерено изыскивать средства на выполнение обязательств, пока остается открытым. Счетная палата еще осенью прошлого года заявила, что экономические параметры бюджета на 2014–2016 годы недостаточны для выполнения задач, обозначенных в «майских указах». А на пленарном заседании Госдумы РФ 16 апреля глава СП Татьяна Голикова снова подтвердила, что региональным властям не хватает средств для реализации указов и они нуждаются в дополнительных источниках доходов и в дополнительной помощи федерального бюджета.

В 2013 году регионы оценивали объем средств, необходимых на реализацию «майских указов», в размере 2,2 трлн. рублей. Недостающие средства регионы пытаются найти за счет оптимизации бюджетных расходов – за 2013 год, по словам Татьяны Голиковой, расчетные оценки регионов по стоимости реализации указов были скорректированы в меньшую сторону почти на 150 млрд. рублей, но этого недостаточно. «Выполнять эти указы должны регионы, большинство из которых и так вынуждено занимать деньги, – отмечает Сергей Жаворонков. – Конечно, в некоторых регионах есть резервы – возможность оптимизировать расходы, мобилизовать средства за счет других программ, но таких очень мало, и в стране почти не осталось регионов с профицитом бюджета. Скорее всего, они будут выходить из положения с помощью сложных бухгалтерских упражнений, когда на бумаге зарплаты бюджетников будут увеличиваться, а по факту составят либо столько же, либо даже меньше. Сложная тарифная сетка оставляет здесь возможность для такого маневра». По мнению эксперта, вряд ли средства будут браться из резервного фонда РФ, поскольку есть много других целей, на которые их потребуется направить – например, на развитие Крыма.

"