Posted 20 февраля 2008,, 21:00

Published 20 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Непраздничные итоги

20 февраля 2008, 21:00
Вчера, накануне праздничного Дня защитника Отечества, фонд «Право матери» подвел страшную статистику 2007 года. Правозащитники рассказали «НИ», что за минувший год российская армия потеряла фактически целую дивизию – порядка трех тысяч бойцов. Из них около половины покончили с собой, каждый пятый умер от опасных заболе

В прошлом году фонд «Право матери» оказал помощь 5 тыс. 323 семьям погибших военнослужащих. «Это говорит о том, что число солдатских смертей в армии не уменьшается», – констатировала вчера председатель фонда «Право матери» Вероника Марченко. Одной из последних в минувшем году к правозащитникам обратилась Нина Подколдина – ее сын покончил жизнь самоубийством в армии. К суициду у Леши была наследственная предрасположенность – в родне самоубийцы были со стороны и матери, и отца. Как рассказали в фонде «Право матери», Алексей решил покончить с собой еще накануне призыва. Ночью, пока все домашние спали, он тихонько перерезал себе вены и лег в ванну с горячей водой. Его случайно обнаружил и спас от смерти брат. Об этом случае прекрасно знала призывная комиссия, так как во время медицинского освидетельствования психиатр обнаружил на руках парня соответствующие порезы. В военкомате, однако, с него попросту взяли подписку «о том, что он не суицидный и порезы получил в драке». Алексей ее дал, и его забрили в солдаты. В армии психические расстройства парня стали прогрессировать и через несколько месяцев он повесился. Позже из предсмертной записки Алексея выяснилось – всего в армии у него было пять суицидальных попыток. Командиры на такие «мелочи» внимания не обратили.

К сожалению, этот пример далеко не единственный. По данным фонда «Права матери», самой распространенной причиной гибели солдат в минувшем году стали самоубийства – добровольно расстались с жизнью 40% из числа погибших ребят. «Армия оказывается тем местом, где молодым людям дают возможность покончить с собой», – говорит Вероника Марченко. Впрочем, по ее словам, в эту категорию попали не только «реальные самоубийцы, но и доведенные до суицида, а также убийства, закамуфлированные под самоубийства». На втором месте скорбного пьедестала оказалась смерть солдат от различных заболеваний – 20% случаев. К слову, в 2006 году от болезней в армии умирало всего 9 %. Как рассказали в фонде, обычно солдаты погибают от острой сердечной недостаточности, пневмонии и туберкулеза, кровоизлияния или во время операции. «Как правило, речь идет о несвоевременно оказанной медицинской помощи. Но ведь все умершие ребята в свое время прошли медкомиссию и были признаны здоровыми и годными к службе людьми. Вывод напрашивается сам собой – либо они были негодными к службе, либо такова помощь военных медиков», – констатирует г-жа Марченко. Смерть от отравления, утопления, неосторожного обращения с оружием, при пожаре и в результате других несчастных случаев наступала в 12% эпизодов. Жертвами дорожно-транспортных происшествий стали 9% погибших солдат. 6% были зверски убиты, а 2% вовсе пропали без вести. Фонд «Право матери» также назвал самые неблагоприятные военные округа – те, откуда приходило больше всего обращений о гибели солдат. Первое место занял Приволжско-Уральский военный округ (28%), второе, как ни странно – Московский военный округ (27%), третье – Северо-Кавказский военный округ (20%), четвертое – Дальневосточный военный округ (14%) и последнее – Ленинградский военный округ (9%).

Между тем в фонде утверждают, что обычно узнать реальную причину смерти солдата, кроме его родителей, не желает никто. «Военная прокуратура, военные эксперты и военные суды, как правило, не хотят в этом разбираться. У них существует некая корпоративная этика», – отмечают правозащитники. Именно поэтому «Право матери» совместно с независимой психиатрической ассоциацией России подготовили законопроект, который позволит проводить экспертизы гибели солдат в негосударственных организациях, включать независимых специалистов в экспертные комиссии, а также существенно расширит права специалистов, участвующих в военных судебных процессах. Кроме того, чтобы сократить количество самоубийств в армии, фонд «Право матери» в минувшем декабре провел семинар для военных психологов. Правозащитники по канадской методике учили армейских медиков правильно оценивать риск совершения суицида и оказывать помощь склонному к самоубийству солдату.

«Эту работу мы намерены продолжать и в дальнейшем», – заверила Вероника Марченко.

"