Рус
Eng

Никаких калек! Зачем московская учительница приказала дорисовать ногу инвалиду войны

Никаких калек! Зачем московская учительница приказала дорисовать ногу инвалиду войны
Никаких калек! Зачем московская учительница приказала дорисовать ногу инвалиду войны
21 января 2020, 12:01ПолитикаЮлия СунцоваФото: fb.com Артем Субботин
«Даже не солдат уже, а поникший совсем человек плетется на костыле». В столичной школе цензурными наставлениями закончился урок рисования, посвященный подвигам советского воина. Учительница взяла ластик, стерла протез у ветерана и велела ученице нарисовать ноги. В представлении педагога, увечья и героизм несовместимы.

Юлия Сунцова

Недопонимание между учителем и третьеклассницей случилось в столичной школе №141 им. Героя Советского Союза, разведчика Рихарда Зорге. Его описал у себя в Facebook отец ученицы Артем Субботин.

«Старшая дочь с грустью пожаловалась мне, что ее отругали на уроке ИЗО. Было задание нарисовать «военную композицию». Она изобразила немецкий и советский танк, какие-то элементы боя и ветерана... но не совсем обычного по крайней мере для учителя ветерана. Вместо левой ноги у него был протез. Как объяснила дочь, так она показала, что он воевал.

Учительница сказала, что это «некрасиво», и нужно рисовать «нормального» человека, а не это. Дочь пыталась отстоять свою позицию, но не вышло. Преподаватель взяла ластик и стёрла протез... сказав, что нужно нарисовать ногу, как у всех...

Я усмехнулся и рассказал ребёнку про Геннадия Доброва и его серию «Автографы войны». И о том, что и в то время власть сильно «стеснялась» военных калек. Дочь задумалась, а потом изрекла: «Наверно моя учительница тоже из власти».

На запомнившемся уроке рисования школьница изобразила не абстрактного солдата, а своего прапрадедушку, о котором знает по рассказам родителей. Вернулся рядовой с фронта с медалями, без ноги, на костылях. Но от этого Героем для внучки быть не перестал – она с гордостью несет его портрет 9 мая в Бессмертном полку.

Администрация ГБОУ Москвы «Школа «141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге», комментируя инцидент, встает на сторону учительницы.

- Может, они на конкурс рисунки готовили? А какую проблему вы видите? - реагирует при первом разговоре со спецкором «НИ» директор школы Виталий Худошин. Через несколько минут перезванивает.

Директор 141-ой московской школы имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге Виталий Худошин.

- Поговорил с учителем, выяснил, что произошло. Был урок у третьего класса. Рисовали на заданную тему «Героизм советского воина в годы войны», ну, и мальчишки, конечно, сразу стали изображать кровавые головы, оторванные руки, ноги. Дети еще не сильно знакомы с этой тематикой, она сложная, и, конечно, важно проводить и образовательные уроки, чтобы они знали о войне, тогда в голове будут другие картины складываться. Преподаватель ребятам сказала, что не надо делать акцент на изуродованные части тела, а надо изобразить героизм, - говорит руководитель учебного заведения. - Я считаю, что учитель может советовать, как лучше раскрыть тему, что не нужно показывать ужастики, страдания, а можно донести патриотизм, важность подвига.

Виталий Валерьевич характеризует педагога положительно со всех сторон:

- Наталья Николаевна давно работает. Она – хороший преподаватель, с утра до ночи, до девяти часов вечера каждый день с детьми работает. Учителя же разные бывают. Зачем надо, чтобы ее заклевали?

Правки ластиком в рисунок девочки учительница не вносила, а лишь попросила сместить центровку, чтобы выстроить правильную композицию, а если что-то и стерто, то сделала это ученица сама, пытается защитить Виталий Валерьевич коллегу.

Папа школьницы демонстрирует «утвержденный вариант» с урока. На нем - солдат в сапогах, сквозь сапоги просвечивают непрошедшие через фильтр цензуры культи.

По информации с официального сайта ГБОУ «Школа №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге», Наталья Николаевна Прудникова получила специальность «учитель черчения, рисования и труда» в Смоленском государственном институте им. Карла Маркса, работает по специальности с 1977 года. Преподаватель изобразительного искусства к настоящему дню дослужилась до высшей категории и звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Победитель 9-го фестиваля художественного творчества педагогов Москвы «Признание», победитель конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации» в 2006 году.

Объясняя логику своих замечаний третьекласснице, Наталья Прудникова ссылается на положение VI Международного конкурса детского рисунка «Через искусство – к жизни». Тема этого года «Путь моей семьи к Великой Победе!» приурочена к 75-летней годовщине окончания Великой Отечественной войны. Положение о конкурсе опубликовано на сайте Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования г. Москвы - Московский центр развития кадрового потенциала образования «Управление непрерывного художественного образования».

Мы изучили документ. «Наша задача в том, чтобы тему года максимально приблизить к жизни учащегося. Чтобы они не повторяли в своих рисунках книжные иллюстрации или кадры из фильмов, хотя откуда еще наши дети могут узнать визуальный образ тех лет, но опираясь на это, исследовали и показали индивидуальный опыт, свою историю – своих близких <…> Это и фронтовые истории, и сюжеты из жизни в тылу. Был настоящий великий героизм! На фронте и в работе тыла. Преодоление потерь и лишений – это тоже великое мужество и страдание! Вопреки идущей войне люди продолжали созидать, творить, учиться и любить и даже находили возможность радоваться, что давало им новые силы. <…> Может в рисунках юных художников мы увидим, как жили их города и селения в период Войны. Наша история живет и продолжается в нас! И мы умеем ее понимать, сострадать, любить и гордиться! Это делает нас глубокими и умными!» - говорится во введении.

Но в тексте документа мы не нашли ни одного упоминания и даже намека на то, что творчество юных художников с изображениями покалеченных войной солдат, ветеранов-инвалидов, безногих и безруких фронтовиков жюри Международного конкурса детского рисунка принимать не будет.

Напротив, вчитываясь в критерии, кажется, что обруганная третьеклассница – идеальный кандидат, во всяком случае, по тематическому соответствию, а вот учитель что-то недопонимает:

«Основными критериями оценки художественного качества работ учащихся являются творческая самостоятельность в раскрытии заданной темы, стилистическая индивидуальность, жизненная наблюдательность и не оторванная от нее фантазия <…> Главным качеством детской работы является ее содержание, в которое органично вплетается отношение автора к тому, что он изображает, т.е. содержание, реализованное в выразительной (художественной) форме».

Преподаватель ИЗО Наталья Прудникова

Преподаватель Наталья Прудникова подробно объяснила нам в интервью, как понимает задачи конкурса.

- Н. Прудникова: Мы рисуем ко Дню Победы. Это праздник и работы должны быть праздничные. Мы должны показать, какие достижения есть сейчас, как у нас в стране всё хорошо и прекрасно, и что всё это дала нам Победа. Героизм солдат должен быть. Смысл же не в увечьях должен быть, а в том, что солдат бился, сражался, а не где-то на пилораме был и оттуда вернулся.

- «НИ»: Наталья Николаевна, знакомы ли вы с работами российских художников, писавших портреты участников Великой Отечественной Войны – инвалидов, обездвиженных, лишенных лица, слепых, «Автографы войны», например?

- Н. Прудникова: Знакома.

- «НИ»: Как относитесь к этому творчеству?

- Н. Прудникова: Я к любому творчеству отношусь неплохо. Автор нашей программы Борис Немецкий [председатель жюри упомянутого конкурса детского рисунка, прим. «НИ»] тоже писал страшные работы…

- «НИ»: Наталья Николаевна, расскажите, что произошло на уроке третьего класса с Аней*?

- Н. Прудникова: Ничего необыкновенного. Я не придала особого значения этому рисунку. Костыль был у солдата. Стоял он на одной ноге, вторая была задрана и оторвана – протеза никакого не было, и кровь стелется… Он вернулся так? – спросила я. Наверно же в госпитале лежал, наверно подлечился, надо рану чуть-чуть подправить. Иногда я подправляю что-то, иногда нет. Один мальчик на этом же уроке нарисовал солдата, который плачем заливается, и всё поле в слезах, ну, такого же тоже не может быть в реальности.

- «НИ»: Расскажите о конкурсе. Как вы его видите, зачем он проводится?

- Н. Прудникова: Конкурс ЦНХО, Департамента образования и науки Москвы для школьников. Тема –День Победы. Не первый год мы рисуем, в этом году пораньше начали в связи с юбилейной датой. Я каждый раз объясняю детям, что подразумевается под ним. Дети теперь уже не такие близкие к той войне, у них представления все складываются на базе фильмов всяких. А на конкурсе нам дают установки, чтоб не рисовали негатив. Победа из чего была сделана? Из подвига наших солдат, из мужества, за счет стойкости мы выиграли. Рисуем в основном героизм воинов, и я хотела просто объяснить детям, как рисовать войну, но дети есть дети. Начинают рисовать не к делу руки, ноги оторванные, воины валяются на поле в лужах крови. Вот и у Ани* та же история. Тема, конечно, очень трудная. Я прошла по рядам посмотрела рисуночки, и практически сразу увидела, что работа у нее страшная, но я ей этого не сказала. Дом – с левой стороны, с правой – солдат – даже не солдат уже, а поникший совсем человек плетется на костыле, а второй ноги нет. Она поджата сзади и мясо торчит. Я спросила: «Почему ты это рисуешь?» Она ответила, что дедушка вернулся без ноги. Ну, раз дедушка, то единственное, что я сказала – хорошо бы, чтоб рана подзажила уже, раз он домой вернулся, чтоб не так страшно было, но она хотела, чтобы кровь текла. Но рисунок я не трогала.

По словам педагога, она не может не разделять горя и печальных воспоминаний от войны.

- Н. Прудникова: Дедушка вернулся покалеченным, отец был ранен на войне, мать с поврежденной ногой осталась. У матери четыре брата погибло. Я не такой человек, я тоже против войны. Но я просто думаю, что этого солдата можно было нарисовать бегущим, воюющим, смелым, а не плетущимся без ноги. Раны мы подредактировали…

Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент, академик РАО:

- Что тут сказать? Учитель в данной ситуации проявил себя как непрофессионал. Окончание войны – это же не только праздник, для целых поколений это и беда, и горечь, и боль, и лишения. До сих пор даже в Москве нет памятника воину-инвалиду, а сколько десятков тысяч героев вернулись с войны без рук и без ног и как они с этим жили, говорить у нас почему-то не принято. К сожалению, невежество встречается не только среди учителей, но и среди родителей. Недавно я встречался с родителями учеников, которые жаловались на учительницу за то, что во втором классе задала ребятам военные рассказы, по их словам, «депрессивные», от которых дети расстроились… К сожалению, не все взрослые даже сами способны понять, что такое война. Но если родителям еще простительно, то учитель совершает большую педагогическую ошибку, стирая безногих ветеранов ластиком из школьных альбомов. В первую голову, учитель должен на практике знать, что такое настоящее милосердие. Обязан сам понимать, сколько страданий и смертей было на пути к Победе, и уметь правильно доносить это до детей. Учитель не имеет никакого права историю перечеркивать, утаивать.

ОТ РЕДАКТОРА:

Московская учительница рисования с большим стажем и государственными наградами спустя 75 лет после Победы повторяет, можно сказать, «подвиг Сталина». Простецкая, незамысловатая цензура с ластиком в руках отсылает к аналогиям с послевоенными распоряжениями по зачистке городов от безногих и безруких. В конце сороковых, к 70-летию Сталина, улицы СССР были заполнены изувеченными ветеранами Великой Отечественной войны. Громыхающие подшипники тачек тех, кто лишился ног, самодельные костыли и протезы — примета крупных городов России конца 40-х годов прошлого века. Многие инвалиды возвращались с фронта в разрушенные дома, где их никто не ждал, просили милостыню, выпивали от безысходности, дрались, позвякивая медалями об асфальт, не способные подняться без посторонней помощи, требовали к себе внимания и помощи от власти. Кому-то из руководства Страны-Победителя, «несчастные» попросту говоря, мозолили глаз, «обесценивали подвиг» и, наконец, надоели. Были у власти и мотивы страха – толпы разгоряченных алкоголем ветеранов ежевечерне собираются в главных питейных заведениях, подводят какие-то свои итоги военным операциям, нелицеприятно отзывающихся о высшем руководстве страны. В образ подтянутого, бравого, гордого победителя такие герои не вписывались…

Очевидцы того времени вспоминают, как десятки раненных героев войны исчезли из привычных мест в городах буквально за считанные часы. Советская пропаганда вымывала обезображенных войной людей из светлого послевоенного будущего, считалось, что в СССР таких просто нет. Обрывочные данные от немногочисленных свидетелей о массовом насильственном выселении ветеранов-инвалидов в лепрозории на Валаам, разбросанные по уголкам всей страны острова, горные поселки, старые заброшенные монастыри появились лишь 20 спустя. Собирали за ночь со всего города спецнарядами милиции и госбезопасности, отбирали паспорта и солдатские удостоверения, наградные книжки, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки и отправляли в «дома-интернаты», фактически присваивая покалеченным статус заключенных, да и сами заведения состояли в ведомстве МВД, пишут сегодня источники. От большинства депортированных после «зачистки» не осталось ничего – ни свидетельств родственников, ни вещей, ни могил...

Обнадеживает, что и спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны дети из начальной школы сквозь поколения эхо войны слышат яснее и цену Победы понимают глубже, чем некоторые «заслуженные» взрослые. Знают, что героизм советского воина – не только на полях сражений проявился. Настоящее мужество, может быть, началось как раз-таки после празднования Победы.

*Имя несовершеннолетнего ребенка изменено в связи с требованием законодательства.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter