Posted 20 января 2008,, 21:00

Published 20 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

Улучшенный имидж

20 января 2008, 21:00
Россияне считают сотрудников спецслужб честными профессионалами, не усматривают связи между советским КГБ и нынешней ФСБ, однако допускают, что российские спецслужбы причастны к убийству Анны Политковской и Александра Литвиненко. Таковы результаты представленного в конце минувшей недели опроса «Левада-Центра». Эксперты

При упоминании о КГБ в сознании большинства россиян возникает образ таинственной секретной организации (16%), которая занималась защитой государственных тайн (30%), где служили профессионалы, «дураков там не держали» (15%), честные и порядочные люди (5%) и борцы с коррупцией в брежневские и андроповские годы (9%). Менее распространены негативные оценки, такие, как участие в репрессиях 1937 года (16%), слежка за гражданами (15%), преследование инакомыслящих (10%) и осуществление провокаций и терактов (3%). Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин рассказал «НИ», что деятельность и советских, и российских спецслужб граждане оценивают позитивно. «Распространен миф о честности и некоррумпированности их сотрудников, а среди всех силовых структур отношение к спецслужбам гораздо лучше, чем к милиции, прокуратуре или суду».

Улучшился имидж спецслужб и по сравнению с прошлым десятилетием. По словам г-на Гражданкина, это связано с резким сокращением количества разоблачительных публикаций в прессе. Кроме того, хотя подавляющее большинство граждан (72%) и считают сталинские репрессии «политическим преступлением, которое не может быть оправдано», аналогию между советским КГБ и нынешней ФСБ проводят лишь 11% опрошенных. «Предложения возложить на ФСБ ответственность за преступления их предшественников не находят отклика», – говорит социолог. Председатель фонда «Гласность» Сергей Григорьянц, который провел в советских тюрьмах девять лет по обвинению в «антисоветской пропаганде» и «клевете на общественный строй», а затем исследовал участие спецслужб в управлении страной, пояснил «НИ», что ФСБ преуспела в изменении представлений о спецслужбах в массовом сознании. По его словам, 15 лет назад большинство граждан считали, что «КГБ является преступной организацией. А сейчас такое мнение почти отсутствует». В то же время экс-диссидент считает, что у нынешних спецслужб в отличие от советских «помимо интереса к власти, появился интерес к деньгам, причем открытый».

Ветераны советских спецслужб, напротив, считают позитивную оценку своей организации заслуженной. Бывший руководитель аналитического управления КГБ СССР Владимир Рубанов сообщил «НИ», что отбор в КГБ был очень жестким не только по физическим и интеллектуальным данным, но и по моральным. Участие КГБ в политических репрессиях связано с тем, что «спецслужбы всегда были инструментом» в руках власти, и те вопросы, которые сейчас регулируются законом и решаются в судах, раньше решались партийным руководством в закрытом режиме. Поэтому проводить параллели между КГБ и ФСБ, по мнению г-на Рубанова, некорректно, тем более что «КГБ включал в себя массу других структур, помимо контрразведки».

Однако на вопрос о возможной причастности российских спецслужб к убийствам Анны Политковской и Александра Литвиненко четверть граждан (25% и 27% соответственно) ответили утвердительно. Среди тех же, кто следит за этими делами, количество ответивших утвердительно превысило половину. Алексей Гражданкин связывает это с недавним появлением в СМИ материалов, в которых фигурировали сотрудники спецслужб. Хотя в чем именно выражалось это участие, граждане не знают.

"