Posted 19 ноября 2009,, 21:00

Published 19 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Претензии чиновников к правозащитникам неожиданно исчезли

19 ноября 2009, 21:00
Претензии чиновников к правозащитникам неожиданно исчезли

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о том, что Московская Хельсинкская группа (МХГ) и движение «За права человека» смогут продолжить работу в занимаемых ими помещениях. Градоначальник потребовал, чтобы городской департамент имущества (Москомимущество) продлил договоры аренды с правозащитными организациями. О том, что МХГ и «За права человека» могут лишиться права аренды занимаемых ими помещений в центре Москвы, стало известно в начале ноября.

В двух недавних интервью «НИ» председатели обеих организаций объясняли суть претензий, которые предъявляли им чиновники. Так, председатель МХГ Людмила Алексеева рассказала нам, что помещение на Сретенке было им предоставлено в 1996 году. Договор с Москомимуществом был заключен на 10 лет и каждый год продлевался, вплоть до 2009-го. «И вдруг мы получили от собственника письмо, в котором говорилось, что он расторгает договор, потому что, согласно новому закону, аренда должна осуществляться по конкурсу, – рассказывала «НИ» г-жа Алексеева. – Мы заявили, что готовы участвовать в конкурсе». Чиновники долго молчали, а затем прислали сообщение о том, что «подали жалобу в Арбитражный суд». Более того, выяснилось, что в суд они подали 25 августа, а МХГ сообщили об этом только в конце октября. Все эти месяцы организация платила за помещение, и деньги с правозащитников брали. В том числе и отданные вперед – за ноябрь. Причиной отказа от продления договора с движением «За права человека» стала якобы проведенная «несогласованная перепланировка помещений». «Я ходил к директору Центрального территориального агентства департамента имущества Москвы Николаю Петрову и показывал документы, которые доказывали, что перепланировка была сделана до нашего въезда», – сообщил «НИ» лидер движения Лев Пономарев. Но через полгода правозащитники получили иск в Арбитражный суд.

Лев Пономарев расценил итоговое решение столичных чиновников как «заметное достижение гражданского общества». Людмила Алексеева в свою очередь сказала «НИ», что получила в Москомимуществе официальное подтверждение того, что выселять их никто не будет. Сам факт того, что эта история завершилась благополучно, не может не радовать. Больше вопросов вызывают мотивы принятого мэром решения. Ведь если к правозащитникам выдвигались конкретные претензии (которые не были ими устранены), то почему они были так легко сняты одним решением Лужкова? Или же это лишнее подтверждение того, что требования изначально были надуманными? Людмила Алексеева в беседе с «НИ» связала принятое градоначальником решение с тем, что мэр счел, что «игра не стоит свеч» и лучше «не иметь лишних неприятностей из-за правозащитников».

«Наш мэр, похоже, полюбил извлекать политические очки из очень старого, неизвестно с какого века существующего принципа «хороший царь, плохие бояре», – поделился с «НИ» своим видением ситуации директор Центра политических технологий Алексей Макаркин.

"