Posted 19 ноября 2003,, 21:00

Published 19 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Доза либерализма

Доза либерализма

19 ноября 2003, 21:00
Во вторник Государственная дума приняла во втором чтении поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. После того как их утвердит верхняя палата российского парламента и подпишет президент, спокойнее смогут спать наркоманы, но осложнится жизнь поклонников «лолит».

Президентские поправки «Новым Известиям» прокомментировал член комитета Госдумы по законодательству Александр БАРАННИКОВ.

– Разумеется, очень плохо, когда в реальной жизни повторяется сюжет «Отверженных» Гюго. Нельзя сажать за украденный кусок хлеба. Но хочу обратить ваше внимание на то, что наряду со снижением ответственности за общественные правонарушения поправки предполагают более суровое наказание за преступления против личности.

– Насколько мне известно, мы избавились от пережитка советской эпохи – «конфискации имущества». Чем заменена эта специфическая мера?

– Исчезла конфискация, зато повысились штрафы. Максимальная планка материального наказания поднята до 1 млн. рублей, или до трехлетней зарплаты. То есть под арест как бы попадают те деньги, которые правонарушитель заработает по месту работы. Однако есть одно «но». Органы имеют право конфисковать имущество, если им доподлинно (не значит документально. – Ред.) известно, что оно нажито преступным путем. Скажем, если какой-нибудь бизнесмен на «черные» деньги купил особняк в Подмосковье, и это подтверждено, то жилище подлежит конфискации.

– А как поправки затронут судьбы несовершеннолетних граждан?

– Здесь все зависит от каждого конкретного случая. Если малолетнему преступнику еще не исполнилось 16 лет (от 14 до 16), то максимальный срок отсидки для него может составить 8 лет, если же ему до 18 лет (16–18), то срок заключения под стражей может равняться и 10 годам. Но опять же в том случае, если речь идет об особо опасных преступлениях.

– А что скажете о наркоманах? Согласно поправкам, тот, кто занимается приготовлением наркотиков в небольшом количестве для собственного употребления, теперь не подлежит уголовной ответственности. А что если «повар» успеет распространить зелье по знакомым?

– Здесь нужно четко разделять приготовление, хранение наркотиков и их распространение. Так, кара за сбыт наркотиков в особо крупных размерах ужесточается. Теперь срок заключения может составлять до 20 лет лишения свободы против 15, предусмотренных законом до этого. Те, кто готовит наркотик лично для себя, могут поплатиться штрафом или 15 сутками пребывания в исправительном учреждении. Особо крупным размером считается количество, в десять раз превышающее одинарную дозу. Ну а сколько конкретно составляет одинарная доза, предстоит выяснить правительству в двухнедельный срок.



Не только г-н Баранников, но и многие другие депутаты и, само собой, госчиновники говорят о новых поправках чуть ли не с восторгом, однако у ряда известных правозащитников на этот счет иное мнение. Валерий Борщев, член комиссии по правам человека при президенте РФ, сообщил корреспонденту «НИ», что так и не удалось добиться включения в новую редакцию УК отдельной статьи «Пытки». Эта статья должна была давать определение этого понятия. Кроме того, в ней необходимо было предусмотреть отдельный пункт, посвященный пыткам, осуществляемым должностными лицами. Г-н Борщев, в частности, заявил: «Несколько месяцев шли переговоры с представителями администрации президента, ответственными за разработку поправок в УК. И в итоге из всего предложенного осталось только определение того, что вообще такое пытки. Пытки, как способ «выбить» показания из подследственного, не упомянуты отдельной строкой. По сути дела, пытки бандитов приравнены к пыткам, осуществляемым должностными лицами. А это значит, что и впредь с огромным трудом будет удаваться завести уголовное дело по поводу применения пыток в ходе допросов. К сожалению, упущена возможность положить предел разгулу насилия в правоохранительных органах».

"