Posted 19 августа 2008,, 20:00

Published 19 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

«В кого выстрелить? В тебя или в тебя?»

19 августа 2008, 20:00
Сегодня 101-й гарнизонный военный суд начинает заново рассматривать дело о гибели в армии солдата-срочника Николая Ишимова из Челябинской области. 20 августа прошлого года он был застрелен прапорщиком на глазах у сослуживцев. Случаи гибели военнослужащих в мирное время на территории собственной части, увы, не редкость.

Как рассказали «НИ» в Фонде «Право Матери», год назад, 20 августа, на глазах у товарищей Колю Ишимова, молодого человека 1986 года рождения, застрелил прапорщик Владимир Базелев. Действия Базелева следствие квалифицировало по ст. 349 ч. 2 – нарушение правил обращения с оружием, повлекшее по неосторожности смерть человека, и ст. 344 – нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. В материалах дела обнаружились шокирующие факты. По словам председателя правления фонда «Право Матери» Вероники Марченко, в войсковой части процветал алкоголизм. «В материалах дела очень подробно написано, что сначала прапорщик Владимир Базелев выпил пол-литра водки, через некоторое время пива, потом он купил еще одну бутылку водки, пошел спать, проснулся и еще выпил водки и так далее, – рассказала г-жа Марченко «НИ». – На нескольких страницах дела идет перечисление сортов и производителей спиртных напитков, которые он употребил. Затем он выстроил в два ряда сослуживцев и начал ходить вдоль этого ряда, поигрывая пистолетом, и говорить: «Ну что? В кого выстрелить? В тебя или в тебя?» Выстрелил в Колю Ишимова». Но, по ее словам, на месте Коли мог оказаться любой.

По мнению юристов, первое слушание дела проходило со множеством нарушений. В частности, суд не только не увидел необходимости в том, чтобы вызвать всех свидетелей, но даже не потрудился огласить их показания, имеющиеся в материалах дела; также потерпевшим было отказано в просмотре видеозаписи следственного эксперимента. В итоге прапорщик Базелев получил 3 года и 4 месяца колонии-поселения. Приговор возмутил потерпевшую сторону, и фонд «Право Матери» подал кассационную жалобу с требованием пересмотреть дело. 11 июня этого года коллегия судей 3-го Окружного военного суда удовлетворила кассацию, отменив приговор как несправедливый вследствие чрезмерной мягкости наказания. Сегодня годовщина гибели Коли, поэтому его родители не смогут присутствовать на заседании, их интересы представляют юристы фонда. Они также намерены добиться от воинской части компенсации морального вреда родителям мальчика.

Это далеко не первое подобное дело, которое приходится рассматривать в суде. Ежегодно в фонд обращается масса людей с просьбой о помощи. С 1 января по 30 июня по 198 ходатайствам, жалобам и заявлениям, письмам и обращениям правозащитников был заново возбужден, отправлен на доследование ряд уголовных дел по фактам гибели военнослужащих, а также рассмотрены вопросы о назначении пенсий и предоставления льгот.

Как отмечают юристы фонда, люди еще неохотно идут в суд. А если и обращаются, то действуют неумело. Особенно трудно приходится жителям удаленных регионов. Одна из проблем – недоступность профессиональной юридической помощи. Тем не менее у юристов «Права Матери» дел хватает: за первую половину года они участвовали в 65 судебных процессах в 41 российском городе. Например, матери младшего сержанта Сергея Завьялова, погибшего в результате преступных действий его сослуживца Дмитрия Кочкова, отсудили миллион рублей в качестве компенсации морального вреда, а виновный получил 6 лет лишения свободы. Правозащитники не намерены останавливаться. По словам Вероники Марченко, если исходить из того, сколько страданий перенесли родители погибших солдат, миллион – это мало.

"