Posted 19 июля 2006,, 20:00

Published 19 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

Саммит, как подвиг

Саммит, как подвиг

19 июля 2006, 20:00
Мировые лидеры покинули Санкт-Петербург, и жители города, как после битвы, начинают подсчитывать свои потери. Теперь к пережитым трем революциям и блокаде вторая российская столица может смело добавлять прошедшую встречу лидеров стран «Группы восьми». Те смельчаки, которые не покинули родной город на период с 15 по 17

Сомнений в том, что от прошедшего саммита Россия получила и еще получит огромные политические дивиденды, нет никаких. Но вот жителей Санкт-Петербурга, в пригороде которого жили и работали главы государств, больше волнует практическая сторона вопроса. Казалось, что идея провести саммит в загородной резиденции президента России – на редкость удачное решение. Ведь в этом случае почти пять миллионов петербуржцев не будут испытывать никаких неудобств. Но чаяния жителей города на Неве таяли по мере того, как шла подготовка к великому дню.

По официальным данным, безопасность Петербурга в дни саммита обеспечивали 10 тыс. сотрудников внутренних войск. Вчера началась переброска приданных сил обратно к местам дислокации. Военных и милиционеров вывозят на самолетах, автобусах и поездах. Колонны военной техники растянулись по пригородным дорогам.

Возвращаются в свои квартиры и жители центральных районов города. На время саммита прорваться к своему жилищу могли лишь счастливые обладатели прописки по адресу фактического проживания. Граждане, снимающие жилье или просто владеющие им, должны были носить с собой и паспорт, и договор о найме или купле-продаже недвижимости.

Улицы, примыкающие к гостиницам, где жили иностранные делегации, с обеих сторон огораживались металлическими заборами. Узкие лазы в них охраняли люди в форме. Где-то это были сотрудники ГИБДД, где-то милиции, где-то ФСО. Вышел из-за этого и небольшой скандал. Молодых делегатов саммита «юношеской восьмерки» упорно не хотели пропускать к Петропавловской крепости. И это несмотря на то, что колонну автобусов с детьми сопровождали машина ГАИ и ОМОН. Сославшись на запрет ФСО, товарищи в костюмах не слушали никаких доводов организаторов о том, что дети – это участники саммита «большой восьмерки», что они встречались с президентами и теперь у них официальное, согласованное с городскими властями мероприятие в крепости. Ситуация разрешилась только после ряда звонков в Москву, после которых выяснилось, что подходы к Заячьему острову вообще не должны были перекрываться. ФСО таких распоряжений не давала, и все это излишнее усердие местных сил правопорядка.

Заметно была нарушена и работа питерских магазинов. Ни о каком подвозе товаров на склады на закрытых улицах и речи быть не могло. Многие предприятия предпочли вообще объявить внеочередные каникулы на время саммита.

В этих условиях раздражение у многих вызвало заявление Валентины Матвиенко о том, что саммит прошел на высшем уровне, а горожане были исключительно горды принимать его гостей у себя. К этому губернатор добавила, что никаких экстренных мер не предпринималось, даже президент США Джордж Буш передвигался по городу в общем потоке. В слова г-жи Матвиенко верится с трудом, учитывая тот факт, что транспортных потоков в Петербурге было очень мало. Были забитые дороги. При прохождении очередного кортежа с делегациями (не президентов и их помощников) ГАИ сгоняла всех на крайние правые полосы. Улицы с односторонним движением вставали. Правда, испытания эти выпали на незначительную долю автомобилистов. Большинство предпочли либо уехать из города, либо просто сидеть дома. «Как мы и обещали, город ни разу не перекрывался под кортежи», – подчеркнула губернатор. В ответ жители города на Неве только ухмыльнулись.

Оперативно сработали туристические фирмы. Решение о закрытии портов и аэропортов было оформлено как постановление правительства, что входит в число форс-мажорных обстоятельств. Поэтому убытки многих компаний оказались куда меньше, чем планировалось. Они потратились в основном на трансфер туристов в аэропорты Финляндии и Эстонии и доставку их от мест швартовки пассажирских лайнеров. Был отменен заход только одного огромного американского лайнера. По слухам, его владельцы на этом потеряли миллионы долларов. Миллионов лишились и стивидорные компании в грузовом порту. 28 стивидоров простаивали четыре с лишним дня. Каждый день обходился им в 100–150 миллионов, утверждают специалисты. Морская администрация порта недополучала от «незаходов» судов по 100–150 тыс. долл. в день.

Кому понравился саммит – это журналистам. Всего аккредитовано было 3 тыс. 100 представителей масс-медиа. Из них 1 тыс. 300 российских, 1 тыс. 800 – иностранных. От гостиниц в Петербурге в пресс-центр около Стрельны их по воде доставляли на бесплатных «шатл-басах» или по-нашему – на «Метеорах». Обычно поездка на «Метеоре» в Петергоф стоит 600 рублей. Кормили репортеров тоже неплохо. Разместившаяся здесь кейтеринговая компания ежедневно готовила на шесть тысяч человек. С утра на шведском столе было пиво, днем к нему добавлялось вино, к вечеру на столах можно было обнаружить водку. Ресторан был открыт все время. За три дня журналисты съели 24 тонны продуктов, выпили 15 тысяч бутылок пива и 25 тысяч литров лимонада. В сутки пишущая и снимающая братия поглощала по 500 кг рыбы и мяса. «На дорожку» 17 июля корреспонденты разбирали из пресс-центра все, что плохо лежало: наушники и приемники для синхронного перевода, подарочные наборы с символикой саммита, бутылки с напитками. В буфет выстроилась огромная очередь из тех, кому двух порций ужина было мало. В лодки грузили бутылки с выпивкой. Опомнившись, организаторы стали выдавать не больше двух бутылок пива в руки. Но и это не сильно остановило мировую прессу. Ей не лень было сделать и по нескольку подходов.

"