Posted 19 июля 2004,, 20:00

Published 19 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Боевая социология

19 июля 2004, 20:00
Вчера в кампанию по выборам президента Чеченской Республики включился Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе (РОШ). На сей раз федеральные силы нанесли удар по умам чеченских избирателей. Пресс-служба РОШ обнародовала результаты социологического опроса, касающего

В задачи регионального оперативного штаба входит координация действий силовых ведомств (МВД, Минобороны) и спецслужб (ФСБ, ГРУ) в нелегком деле борьбы с международным терроризмом на Северном Кавказе. И социология до последнего момента в арсенал такой борьбы не входила. Тем более в их компетенцию не входит участие в предвыборной кампании. Хотя штабистов понять можно, ведь им после выборов 29 августа придется тесно взаимодействовать с новым главой исполнительной власти Чечни, и, конечно, грех пускать такой важный вопрос на самотек.

О проведенном социологическом опросе офицеры РОШ сообщили в свойственной им манере: минимум подробностей при полной тайне имен участников операции. По данным РОШ, опрос общественного мнения проводился «в последнее время в городах и селах Чечни, и каждая группа социологов опрашивала разнообразную категорию населения». А проводили его «социологические организации Москвы, Санкт-Петербурга и Южного федерального округа». И все. Очень похоже на рассказ о тщательно спланированной секретной операции, но совершенно не подходит к освещению социологических исследований. Зачем офицерам РОШ понадобилось заниматься «боевой социологией», можно только догадываться. Но интересно, что, обнародовав вчера результаты опроса, они вольно или невольно нарушили российское законодательство. В Чечне официально наступил предвыборный период, в течение которого на ее территории жизнь протекает по предвыборному законодательству. Год назад, перед выборами в Госдуму, нам это не раз объяснял его автор глава ЦИК РФ Александр Вешняков.

В частности, в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» в статье 46 пункт 2 четко говорится, что при оглашении результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, граждане и организации, обнародовавшие результаты опросов, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, метод сбора информации и, главное, «лиц, заказавших проведение опроса». А в пункте 1 этой же статьи говорится, что несоблюдение этих требований влечет за собой признание обнародованных материалов «агитационными» и ответственность, предусмотренную федеральными законами. Ничего из этого указано не было, и надеемся, что этот факт отметили не только мы, но и чиновники ЦИК.

Так как действие этого закона распространяется и на СМИ, то мы не станем приводить результаты опроса. Тем более что если РОШ оказывал содействие этим анонимным социологам, то можно представить, насколько объективны данные этой «социологической зачистки». Основной вывод, который сделали социологи в погонах (имеются в виду офицеры РОШ): «избрание президента пройдет в один тур, так как значительная часть электората определилась с выбором». Называть фамилию будущего президента они, правда, не стали, но сослались на данные все того же опроса, по которым им должен быть «гражданин, обладающий опытом работы в силовых структурах и имеющий связи в структурах власти». Скажите, как его зовут? Таких граждан в Чечне немного, а среди кандидатов и вовсе один.

Первый заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Иваненко так прокомментировал «НИ» ситуацию: «В Чечне де-факто существует чрезвычайное положение, хотя по закону оно и не введено. Поэтому все, что касается каких-либо гражданских процедур, нужно рассматривать через призму этого положения. Я не знаю, как можно проводить в воюющей республике и сами выборы, не говоря уж об опросах общественного мнения. Их истинность вызывает большое сомнение в независимости от результатов. Я считаю, что в первую очередь необходимо сконцентрироваться на выборах парламента, а не президента. В условиях разобщенности именно парламентская форма будет наиболее реальной для управления республикой».

"