Posted 19 июля 2004,, 20:00

Published 19 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Игра по-крупному

Игра по-крупному

19 июля 2004, 20:00
После успешной реализации проекта объединения Коми-Пермяцкого АО и Пермской области в единый субъект Федерации укрупнение регионов, похоже, ставится на поток. К такому выводу пришли эксперты и чиновники, участвовавшие в прошедшем на днях в Москве «круглом столе». Они предостерегли власть от поспешности в «перекройке»

Склеивание Коми-Пермяцкого АО и Пермской области в единую территориальную единицу прошло, по мнению специалистов, столь мягко и безболезненно потому, что пермяки сами желали объединения. Чего не скажешь о жителях остальных российских губерний, которые в большинстве своем отнюдь не горят желанием присоединяться к соседям.

Тем не менее слияния скоро могут быть поставлены на поток. Например, активно обсуждается перспектива объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского округов. Ненецкий автономный округ предполагается слить с Архангельской губернией. Помимо этого, по информации «Новых Известий», планируется вынести на обсуждение возможность объединения Республики Алтай с Алтайским краем.

Однако многие эксперты предостерегают власть от торопливости в столь деликатном вопросе. Они полагают, что подобный подход может привести к непредсказуемым последствиям. Так доцент географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что «эффективность управления страны уменьшится». Она пояснила свое мнение тем, что между регионами плохо налажены связи, а границы большинства регионов – это устоявшиеся границы, «проведенные еще рукой Екатерины Второй».

Ее поддержал председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник. «Если хорошо получается с Пермским краем, то это не значит, что хорошо получится в других регионах», – заявил он «НИ». В то же время он отметил, что реформирование административно-территориального деления России вопрос актуальный. «В Советском Союзе была нарезка, удобная для командно-административной системы. У нас было унитарное государство, теперь же федеративное, – сказал сенатор, – а административно-территориальное деление в точности повторяет советское».

Между тем у обозначившегося курса на ускоренное объединение регионов, по мнению члена научного совета Московского Центра Карнеги Николая Петрова, есть политический подтекст. Для многих губернаторов укрупнение означает продление политической жизни. Однако при этом может быть упразднен принцип избираемости.

А вот депутат Госдумы от Республики Татарстан прошлого созыва Фандас Сафиуллин отмечает, что процессы укрупнения регионов противоречат современному политическому устройству страны. «Если регионы укрупняют, то зачем тогда нужны полпредства», – усомнился он. Если же Москва сознательно создала округа для превращения федерации в конфедерацию, а сейчас достигает того же эффекта путем укрупнения регионов, то, по мнению г-на Сафиуллина, политические последствия таких экспериментов могут оказаться плачевными.

Резкой критике территориальную реформу подверг бывший губернатор Курской области Александр Руцкой. «Во имя чего все это делается? Ведь известно, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется», – возмутился г-н Руцкой. По его словам, любое действие государственного масштаба должно иметь экономические и социальные обоснования, а таковые в случае с укрупнением регионов, по мнению г-на Руцкого, отсутствуют. Специально для «НИ» он прикинул, какой бы была управляемость Курской области, если бы ее объединили с соседями. «В Курской области 1,5 млн. человек и 28 районов. Чтобы обстоятельно исследовать ситуацию в каждом из них при 16–18-часовом рабочем дне мне не хватало месяца, – сказал г-н Руцкой. – А теперь представьте, что объединили Курскую, Белгородскую и Орловскую области. Получив в управление такую махину, в каждый район я бы выезжал не чаще, чем раз в два года. В гробу люди видели такую управляемость».

"