Posted 20 мая 2019,, 16:27

Published 20 мая 2019,, 16:27

Modified 7 марта, 15:56

Updated 7 марта, 15:56

Матвиенко раздора. Уволившиеся журналисты «Ъ» прокомментировали свое решение

Матвиенко раздора. Уволившиеся журналисты «Ъ» прокомментировали свое решение

20 мая 2019, 16:27
Фото: Fb.com
Весь отдел политики «Коммерсанта», 11 сотрудников, увольняются вслед за двумя выгнанными коллегами. Спецкор Иван Сафронов и замредактора отдела политики Максим Иванов сегодня рассказали об отстранении их от должностей за статью о вероятной отставке спикера Совфеда Валентины Матвиенко. Такое решение приняли акционеры.

Авторов неугодной статьи про Валентину Матвиенко увольняют акционеры издания во главе с Алишером Усмановым - фактически в одностороннем порядке, в приказах же будет проходить формулировка «по соглашению сторон», сообщили сами журналисты Максим Иванов и Иван Сафронов, в полдень 20 мая.

Сразу после этого от коллег уволенных последовала реакция - жест солидарности: уйдут они, уйдем и мы. О массовых увольнениях в отделе политики «Коммерсанта»публично объявил на своей страничке в Facebook заместитель шеф-редактор «Ъ» Глеб Черкасов. Заявления об уходе подали он сам, завотделом Алла Бархова, ее заместитель Мария-Луиза Тирмастэ, корреспонденты Наталья Корченкова, Александра Джорджевич, Софья Самохина, Елизавета Миллер, Катерина Гробман, Всеволод Инютин, обозреватель Виктор Хамраев и спецкор Анна Пушкарская.

«Несколько дней назад по инициативе акционеров ИД "Коммерсант" прервал трудовые отношения с спецкором ИД Иваном Сафроновым и заместителем редактора отдела политики Максимом Ивановым. Причиной названа публикация, посвященная возможной смене спикера Совета Федерации. У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом - сменой места работы. <…> Сотрудники планируют завершить рабочие обязательства в ближайшее время», - написал он.

В комментарии «НИ» Черкасов подчеркнул, что решение 11 сотрудников об увольнении – это их свободное и добровольное решение, и оно выражает несогласие с волей акционеров, расставшихся с коллегами по соображениям цензуры.

«Я могу вам сказать: вопрос [об отстранении Ивана Сафронова и Максима Иванова от работы в «Ъ»] обсуждался довольно давно: собственно, с самого момента выхода материала, из-за которого и произошёл весь сыр-бор. Я же в своем последующем решении исходил из того, что претензии к сотрудникам не обоснованы и, если намерения об увольнении к сотрудникам будут реализованы, то я тоже покину издательский дом, - сказал Глеб Черкасов. - Я вел тот номер, я несу за него ответственность, а авторы – это те люди, с каждым из которых я проработал по десять лет. Там [у спорной статьи] были и другие авторы, которые тоже внесли достойную лепту».

Шеф-редактор добавил, что лично ему как человеку, готовившему к печати тот номер, никаких претензий не предъявляли, и решение о собственном увольнении он принимал самостоятельно, без вмешательства и намеков от владельцев.

Заявления об увольнении с работы названные сотрудники подали 20 мая. Фотографию с подписанными заявлениями выложил у себя на страничке корреспондент Всеволод Инютин. "К этому давно шло", - озаглавил он.

«Я и мои коллеги сначала написали заявления, отдали их по адресу, потом оповестили наших коллег в «Коммерсанте», только после этого информация стала делом гласности», - уточнил Черкасов. Он выразил надежду, что принципиальная позиция, высказанная консолидировано отделом политики по вопросу увольнения двух авторов статьи, изменит к лучшему взаимоотношения акционеров и творческого коллектива «Ъ».

Первополосный материал «Спикеров делать из этих людей. У Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина могут смениться обязанности» вышел в печать в №68 (6548) больше месяца назад, 17 апреля. В нем речь шла о вероятных кадровых перестановках: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко якобы может оставить свой пост и в дальнейшем перейти на руководство госструктурой, статус влиятельности которой требуется повышать, к примеру, в Пенсионный Фонд России. Вероятным же кандидатом на освободившееся место назывался глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Свои предположения о конфигурации замен «Ъ» строил, ссылаясь на слова «нескольких источников в госструктурах», а также сообщал, что вопрос о возможном уходе Матвиенко будет обсуждаться на встрече с Владимиром Путиным в мае. Статья подписана пятью авторами, помимо «попавших в опалу» Максима Иванова и Ивана Сафронова над материалом работали Наталья Корченкова, Анастасия Мануйлова, Олег Сапожков.

В те же дни собственные материалы о вероятном назначении Матвиенко на руководство Пенсионным Фондом со ссылками на «Коммерсант» дали «Дождь», «Фонтанка», «Ura.ru» и др. издания, а иные СМИ использовали статью как инфоповод расспросить упомянутых фигур о справедливости предположений об их дальнейшем профессиональном пути.

В конечном итоге, представители Нарышкина и Матвиенко назвали информацию «Ъ» об их отставках слухами.

«С журналистами мы расстались, поскольку при подготовке заметки были нарушены редакционные стандарты «Коммерсанта», – объяснил «Ведомостям» расставание с журналистами Сафроновым и Ивановым гендиректор «Коммерсанта» Владимир Желонкин. На звонки корреспондентов «НИ» Владимир Желонкин не ответил – какие именно редакционные стандарты, по его мнению, были нарушены, остается моментом не прояснённым.

Изгнанные авторы нашумевшей статьи «Спикеров делать из этих людей…» изложили свою позицию в Facebook.

«С завтрашнего дня я больше не работаю в ИД «Коммерсантъ». Если без лирики: уход из "Ъ" оформлен по соглашению сторон, а решение о необходимости прекратить трудовые отношения принято акционером ИД. Поводом стала заметка «Спикеров делать из этих людей», в которой сказано о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета федерации. Я люблю кадровые новости и предсказания. Вероятно, их любят не все. Это странное ощущение: сколько написано текстов — про выборы, регионы, парламент, законы, разные перестановки и... — теперь точка. Из "Ъ" не просто уйти. А когда ты переступаешь порог в 10 лет — ещё сложнее. Между тем, как я пришёл стажером в январе 2009 и стал штатным корром прошло 10 месяцев. Зарплату смешно вспоминать. Но, мне кажется, об этом как-то не сильно думали: это же "Ъ". Куда ещё хочется устроиться после учебы на журфаке? С 2009 года «Коммерсантъ» как-то изменился, я перестал быть стажёром, а стал придумывать и редактировать заметки. Мы переехали из дома на Врубеля, 4 в офис на Рублёвском шоссе. Рядом остались те же люди — друзья и коллеги из "Ъ", с которыми просто не судьба расстаться по доброй воле. Теперь, видимо, время двигаться дальше. Сегодня мы отметим День рождения специального корреспондента "Ъ" Вани Сафронова, с которым мы покинем ИД в один день. И сегодня же мы простимся с "Ъ". Сходятся — расходятся как пути на станции (с)», - написал заместитель редактора отдела политики Максим Иванов в понедельник.

Специальный корреспондент Иван Сафронов таким же образом публично прокомментировал свой уход:

«Ну что, за почти 10 лет в «Коммерсанте» я написал заметки про десятки и сотни увольнений чиновников и менеджеров различного уровня, освещал кадровые перестановки в частных компаниях, государственных корпорациях и различных федеральных ведомствах. Теперь пришло написать и про моё увольнение. В ближайшее время я покину ИД «КоммерсантЪ», в котором до последнего момента занимал должность специального корреспондента. Я покидаю ИД вместе с Максимом Ивановым не по своей воле, а в соответствии с решением акционера, высказавшему серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Нравится оно мне или нет, это не важно: у ИД есть владелец, он вправе определять, кто будет работать в принадлежащем ему активе — Ваня Сафронов или какой-то другой человек. С 21 мая меня в «Коммерсанте» уже не станет, уход оформлен по соглашению сторон. Мне тяжело и больно писать об этом. <…> За это время (де-факто треть моей жизни) я написал несколько тысяч заметок про ракеты, генералов, космос, Белый дом, танки, Кремль, про уголовные дела, про силовиков, снова про космос (он же бесконечен, в конце концов). Что касается дальнейших планов — то они заключаются в небольшом отпуске, на протяжении которого я постараюсь привести мысли в порядок и определить последовательность своих действий», - написал корреспондент.

«НИ» опросили сотрудников отдела политики «Ъ», уволившихся из солидарности с коллегами.

Корреспондент Екатерина Гробман подтвердила свой уход из «Ъ» и увольнение всего отдела. «Когда необоснованно уволили наших коллег, мы, остальные, обсудили и приняли для себя такое решение. Решение окончательное, не знаю, как мои коллеги, я работу пока не нашла», - сказала она.

Корреспондент Александра Джорджевич также не стала отрицать свое увольнение. Она сообщила, что её позиция совпадает с позицией, озвученной Глебом Черкасовым сегодня в Facebook, от дальнейших пояснений отказалась.

Высказанный протест акционерам «Коммерсанта» вызвал широкий отклик у интернет-публики. Посты заместителя шеф-редактор «Ъ» Глеба Черкасова, авторов Максима Иванова и Ивана Сафронова за считанные часы саккумулировали сотни цитирований, лайков и репостов от сочувствующих и коллег по цеху. Случай массового увольнения в околовластном издании, одном из самых известных изданий в России породил волну дискуссий о роли цензуры в российском обществе.

- Мы давно не наблюдали поддержки журналистов «своими». Приятно видеть, что в нашей среде еще остались люди, способные заявить свою позицию, - комментирует ситуацию кандидат филологических наук, главный редактор международного аналитического агентства "International Analytical News Agency" Яна Назарова. - Последний раз реальная консолидация журналистов наблюдалась в начале 2000-х. Страх остаться без работы, о котором говорят многие – это показатель давления на журналистов и полного бездействия профсоюзов. Наше международное аналитическое агентство работает в семи странах, и ни один из наших корреспондентов или даже операторов и представить себе не может быть уволенным акционером. Пресса зачастую бывает ангажированной, но влиять на политику редакции - это всегда прямое доказательство отсутствия свободы слова. Удивляет отсутствие заявления от ассоциаций журналистов. Необходимо поддержать коллег из «Коммерсанта». Союз журналистов должен выступить по такому случаю и не отмалчиваться. А политики должны снова вспомнить, что они и их действия всегда освещались и будут освещаться, а если необходимо, и подвергаться критике прессой, и они должны относиться к этому спокойно и даже с благодарностью. Четвёртую власть никто не отменял.

"