Posted 19 мая 2009,, 20:00

Published 19 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Бег по кругу

Бег по кругу

19 мая 2009, 20:00
Сегодня Госдума планирует во втором чтении рассмотреть проект закона, касающийся сокращения количества подписей для выдвижения списков кандидатов на выборах в Госдуму. Это уже далеко не первая «либеральная» правка избирательного законодательства в этом году. По мнению экспертов, в России начался очередной этап политиче
Сюжет
Выборы

Политологи не исключают, что в скором времени в Госдуму могут даже вернуться «одномандатники». Процесс, кстати, уже начался в регионах. Причем во главе его стоит партия власти. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагают изменить местное выборное законодательство, чтобы вернуться к смешанной схеме. Впрочем, эксперты отмечают, что за последние четыре года из 50 партий осталось лишь 7, так что изменения в первую очередь полезны «Единой России», которой будет проще набрать большинство с помощью одномандатников.

С инициативой возвратить одномандатников выступили питерские «единороссы», которые несколько лет назад упразднили эту самую смешанную систему, оставив себе возможность избираться исключительно по партийным спискам. Любопытно, что не так давно Мосгордума приняла поправки в Избирательный кодекс столицы, согласно которым число депутатов-одномандатников в городском парламенте увеличивается с 15 до 17 человек, а депутатов, избирающихся по партийным спискам, будет 18 вместо 20.

Руководитель юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает логичным в такой ситуации возвращение одномандатных округов. По его словам, «Единая Россия», используя свои возможности в Госдуме и в заксобраниях, пытается перекроить законодательство под себя, возвращаясь к смешанной системе. «В последнее время выборы, которые проходили по партийным спискам, например, в Брянской и Тверской областях, показали, что «Единая Россия» проигрывает, – рассказал он «НИ». – Когда идут выборы по смешанной системе, подавляющее большинство мандатов по округам получает как раз партия власти, используя для этого раскрученных кандидатов, обладающих серьезными финансовыми и административными ресурсами».

Напомним, что по результатам региональных выборов 1 марта партия власти действительно ухудшила свой результат по сравнению с декабрем 2007 года. Средний ее результат на данный момент – 58,5%, в то время как на выборах 2007 года он превышал 60%. Еще хуже дело обстояло на муниципальном уровне. При голосовании за депутатов Тверской городской думы «единороссы» набрали смехотворные 29%, в то время как коммунисты – почти 50%. Возврат к одномандатным округам – это нормальная ситуация, полагает исполнительный директор Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова. «Выборы по одномандатным округам сегодня в большей степени играют на партию власти, – рассказала она «НИ». – Выиграть выборы в одномандатном округе независимому кандидату практически невозможно». После отмены «одномандатников» «Единая Россия» могла рассчитывать не только на набранные ею голоса, но и на голоса партий, не прошедших в Госдуму. Но теперь, после того как малым партиям было решено отдать по одному-два мандата, партия власти лишится этой надбавки.

Впрочем, кандидатов на эту пару мандатов осталось не так много. Четыре года назад реформа политической системы значительно изменила ситуацию на партийном поле. Благодаря тому что минимальная численность партий была увеличена с 10 до 50 тыс. членов, из 50 организаций, которые существовали в 2004 году, на сегодняшний день осталось только семь. Это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», партия «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Правое дело».

Выборы в Госдуму теперь проходят только по пропорциональной системе, к распределению депутатских мандатов допускаются партии, преодолевшие 7%-ный барьер (а не 5%, как раньше). В ноябре 2006-го «единороссы» вкупе с ЛДПР отменили порог явки на думских и президентских выборах. Плюс ко всему думцы ужесточили ответственность за экстремистские проявления в ходе избирательных кампаний. В течение последних нескольких лет также была ужесточена процедура сбора подписей – снизился с 25 до 5 допустимый процент брака, что не раз приводило к снятию неугодных кандидатов. К тому же законодатели отменили графу «против всех». «В последние пять лет поправок для улучшения законодательства не принималось, – убеждена Лилия Шибанова. – Буквально с марта 2004 года, когда законодательство стали править, шел процесс ужесточения всех возможных процедур в интересах административного ресурса. Это целенаправленная программа, и она пока не останавливается, просто несколько видоизменяется».

Лидер «Яблока» Сергей Митрохин привел «НИ» целый список поправок, которые необходимо принять для либерализации выборного законодательства. По его словам, нужно снизить проходной барьер до 5%, уменьшить объем избирательных фондов, гарантировать права наблюдателей, ужесточить наказание за фальсификации… «Надо либо восстанавливать избирательный залог, либо отменять сбор подписей, – говорит он. – Иначе можно отказать любой партии, как это произошло с «Яблоком» на прошлых выборах в Петербурге».

Изменения, несколько упрощающие жизнь не прошедших в Думу партий, стали появляться только после оглашения первого послания президента Федеральному собранию в ноябре 2008 года. Тогда Дмитрий Медведев заявил, что необходимо отменить избирательный залог, а также предоставлять один-два мандата партиям, не преодолевшим 7%-ный барьер. Лилия Шибанова полагает: хоть эта пара мандатов на ситуацию в Думе и не повлияет, но это даст возможность партиям, не добравшим голосов, не собирать подписи для дальнейшего участия в выборах в Госдуму. «Это небольшое изменение имеет принципиальное значение, потому что залог сейчас запрещен, – поясняет она. – А регистрация по подписям для нежелательного кандидата, по сути, невозможна».

Так, для участия в выборах в Госдуму в 2011 году непарламентским партиям придется собрать 150 тыс. (сейчас 200 тыс.) подписей избирателей в свою поддержку. Кроме того, предполагается, что партии, имеющие мандаты в не менее чем одной трети региональных заксобраний, также будут освобождены от сбора подписей. В дальнейшем число подписей обещают постепенно сокращать. Эти поправки также были внесены в Думу Дмитрием Медведевым. Впрочем, стоит отметить, что процедура проверки подписей останется без изменений. И это не единственные послабления. Дума уже приняла президентские поправки, касающиеся снижения минимальной численности политических партий до 40 тыс. человек. А ведь еще в прошлом году депутаты намеревались повысить этот уровень с нынешних 50 сначала до 70, а после и до 100 тыс.

На прошлой неделе парламентарии обсудили поправки, касающиеся компенсации за предоставленное бесплатное эфирное время для агитации не прошедших в Думу партий. До сих пор, те, кто не набрал 3% голосов, должны были возмещать ТВ, радио и газетам стоимость эфира или печатных площадей. Депутаты предлагают изменить этот порядок и снять с таких партий обязанность оплачивать эфирное время. По итогам прошлых выборов все вместе партии задолжали СМИ более 1 млрд. руб.

Сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман по-своему объясняет начатую Дмитрием Медведевым политическую реформу. «У части высших руководителей есть понимание необходимости либерализации законодательства, в том числе и избирательного, – поделился он с «НИ». – С другой стороны, есть очень сильное сопротивление бюрократии любым изменениям, прежде всего это видно по партии «Единая Россия». Кто победит, сказать очень трудно». По его мнению, резкой гуманизации избирательного законодательства ждать не стоит. Изменения возможны, но весь этот процесс будет крайне медленным.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что проблема не в законодательстве. «Нет свободных конкурентных выборов, и не важно – 7% проходной балл или 5%, – рассказал «НИ» эксперт. – Проблема в том, что надо шлифовать не законодательство, а правоприменительную практику. К примеру, ПДД во всех странах примерно одинаковые, так же, как и закон о выборах, но в Германии правила используются одним образом, а у нас – другим. В России, если гаишнику надо, ты будешь виноват и заплатишь столько, сколько он скажет. А в Германии этого нет, хотя правила одни и те же. Делать вид, что мы улучшаем законодательство, – это все равно, что вместо ограничения скорости на дороге 40 км/ч поставить знак «45 км/час», в том месте, где можно легко ехать и 120 км/час. Этот принцип распространяется и на выборы».

"