Posted 19 мая 2008,, 20:00

Published 19 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Смазать механизм

19 мая 2008, 20:00
В понедельник было обнародовано постановление премьер-министра Владимира Путина об образовании президиума правительства РФ. Эксперты ожидают и дальнейших изменений в кабинете министров. В то же время говорить о том, что центр принятия решений перекочевал в Белый дом, пока нельзя. Как отмечают аналитики, скорее формируе

Впрочем, само постановление датируется 16 мая, а о составе президиума было известно еще раньше. В него вошли сам премьер, его первые заместители Игорь Шувалов и Виктор Зубков, вице-премьеры Александр Жуков, Сергей Иванов, Игорь Сечин, Сергей Собянин и Алексей Кудрин, глава Минздрава Татьяна Голикова, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, министр регионального развития Дмитрий Козак, глава МИД Сергей Лавров, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр внутренних дел Рашид Нургалиев и глава Минобороны Анатолий Сердюков. Президиум будет собираться раз в неделю. Полностью правительство будет собираться не реже раза в месяц. Как писали «НИ», премьер Путин еженедельные заседания в полном составе ранее охарактеризовал, как «достаточно неповоротливый и весьма забюрократизированный механизм».

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что в целом основные решения по реорганизации структуры правительства и принципов его работы, уже приняты. «Некий необходимый минимум изменений для того, чтобы перестроить работу правительства, Путин уже сделал», – говорит эксперт «НИ», добавляя, что каких-то новаций здесь ждать не стоит. Так, главы регионов уже завязаны на Белый дом. «Было принято решение, что губернаторы будут отчитываться по критериям эффективности перед правительством», – напомнил г-н Бадовский. Другое дело, полпредства. «У Владимира Путина было определенное намерение несколько усилить функционирование округов, говорилось о необходимости как-то больше сосредоточить усилие на развитии экономических макрорегионов страны, – отмечает эксперт. – Здесь нельзя исключать, что будут приняты какие-то решения в развитие этих идей». Речь, по его мнению, может идти о формировании новой системы отношений Минрегиона с субъектами РФ, но здесь окончательно схема пока еще не выработана. В свою очередь, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает «НИ», что институт полпредов президента никуда не денется, вот только влияние на контроль над экономическими решениями будет не только у президента, но и у Министерства регионального развития.

Иной точки зрения придерживается руководитель региональных программ фонда «Развитие информационной политики» Александр Кынев. По его мнению, все происшедшие перестановки это только начало. «Не произошел еще целый ряд ожидавшихся решений, рассказал он «НИ». – То есть разделение Минздравсоцразвития, Минобрнауки и так далее. Что касается персонального состава кабинета, я не исключаю, что до конца года могут произойти преобразования еще целого ряда ведомств. Можно предположить, что пока не удалось согласовать приемлемые для разных групп кандидатуры руководителей, видимо, торг будет продолжаться, и еще не все решения приняты». В данный момент, по его мнению, изменения носят очень деликатный и осторожный характер. Вместе с тем может усилиться и роль отдельных органов. «Так как в Совет безопасности пришел Патрушев, то он будет стараться усилить свое влияние, – поясняет г-н Макаркин. – Совбез был влиятельным при Сергее Иванове, но, когда он ушел в Минобороны, значение органа резко упало». Но и в данном случае речь идет не о законодательных изменениях. «Это будет определяться не увеличением формальных полномочий, то есть не переписыванием законов под конкретного человека, а степенью аппаратного, политического влияния конкретного человека», – говорит эксперт.

В то же время аналитики не считают, что сейчас центр власти перекочевал в Белый дом. По мнению Дмитрия Бадовского, роль правительства сейчас заметно усиливается, но не за счет какого-то отъема полномочий у президента. «Формируется система совместного ведения президента и премьера по ключевым направлениям политики и экономического развития, – считает аналитик. – То есть это не однозначный переход центров власти и принятия решения из Кремля в Белый дом». Даже если суммировать все те новации, которые можно расценивать как усиление полномочий премьера, говорит Александр Кынев, это все равно не означает того, что премьер становится важнее по статусу, чем президент. «Это немножко повышает статус премьера, но пост президента остается доминирующим», – полагает он.

"