Posted 19 апреля 2010,, 20:00

Published 19 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Обман зрения

Обман зрения

19 апреля 2010, 20:00
На прошлой неделе вступила в действие президентская стратегия по борьбе с коррупцией на 2010–2011 годы. В течение месяца будет издан указ, образующий комиссии по проверке деклараций о доходах в силовых ведомствах. Эксперты отмечают, что разница в несоответствии между доходами и имуществом у некоторых чиновников видна н

На прошлой неделе началась публикация деклараций доходов чиновников за 2009 год. Вслед за президентом Дмитрием Медведевым о своем благосостоянии отчитались премьер Владимир Путин, министры и сотрудники администраций. На данный момент информировать о своих доходах продолжают губернаторы, законодатели и государственные служащие более низкого ранга. Вчера на сайте Счетной палаты были опубликованы декларации аудиторов. Самым богатым в ведомстве оказался не глава Счетной палаты Сергей Степашин, а рядовой аудитор Михаил Одинцов. Его доход за 2009 г. составил 18,5 млн. руб. Одинцов также владеет машиной Lexus LS460, дачей (в пользовании) и служебной квартирой. Сергей Степашин заработал в прошлом году в разы меньше своего подчиненного – 2,5 млн. руб. Зато г-н Степашин является обладателем квартиры (209,6 кв. м) и служебной дачи (500 кв. м), а вот машины у него нет. Как видно из декларации, главным кормильцем в семье является супруга Степашина Тамара, которая является топ-менеджером ВТБ. Г-жа Степашина заработала в прошлом году 18,6 млн. руб. У нее также есть Mercedes, две квартиры, дом, гараж.

Вслед за министрами и сотрудниками администраций в конце прошлой недели обнародовал свои заработки и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Доход спикера за прошлый год составил почти 2,5 млн. рублей. При этом 2 млн. 436 тыс. 684 рубля он получил по основному месту работу, а еще 30 тыс. составили доходы по вкладам. Кроме того, на г-на Миронова зарегистрирована одна однокомнатная квартира в Пушкине площадью 32,6 кв.м (получена в порядке наследства), автоприцеп и мотовездеход. Жена председателя верхней палаты парламента также имеет мотовездеход и является владелицей автомобиля Audi. В отличие от супруга ей принадлежат сразу две квартиры в Санкт-Петербурге – площадью около 55 кв. м и более 250 кв. м, также на нее записан земельный участок в Северной столице. В Москве супруги проживают в квартире площадью 120 кв.м, занимаемой на правах пользования. Годовой доход супруги Миронова составляет 726 920 руб., все они получены по основному месту работы.

Между тем граждане к представленной на их суд информации, как выяснилось, относятся довольно скептически. Так, информации о доходах работников президентской администрации, опубликованной на днях на официальном портале Кремля, доверяют только 8% россиян. Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru. Больше остальных сведениям о доходах высокопоставленных чиновников склонны верить участники опроса старше 50 лет (13%). Кроме того, мужчины доверяют «кремлевским декларациям» несколько больше, чем женщины (9% против 7%). Правда, судя по оставленным комментариям, доверие это не совсем полное. «А почему им не доверять? Официальная декларация для того и нужна, чтобы писать там правду, и только правду. Зарплатная ведомость тоже правду содержит, только вот не всю», – рассуждают одни россияне. «Правда – понятие относительное. Недосказанность присутствует», – отмечают другие участники опроса.

Подавляющее же большинство респондентов (71%) признаются, что опубликованные сведения не вызывают у них ни малейшего доверия. По мнению наших граждан, в упомянутых декларациях «не учтены косвенные доходы», а также не указаны «премии и государственные надбавки, которые в разы превышают оклад». Затруднился с ответом 21% респондентов: «Это смелый шаг! Возможно, данные правдивы...»; «Мне эта информация неинтересна»; «Зачем заглядывать в чужой карман?» – заявила эта категория участников.

Повод для сомнения у граждан имеется, даже если рассматривать поданные декларации чисто визуально. Так, согласно приведенной информации, выясняется, что некоторые чиновники зарабатывают больше, чем президент и премьер-министр. И в несколько раз больше своей официальной зарплаты на основном месте работы. Так, например, самым богатым высокопоставленным чиновником стал министр природных ресурсов Юрий Трутнев, он заработал за 2009 год больше 155 млн. рублей. Доход советника президента Леонида Реймана составил 93 млн. рублей.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, богатство многих чиновников объясняется тем, что некоторые из них пришли во власть из бизнеса и отдали в доверительное управление свои акции. Явная, видимая невооруженным глазом разница между официальным доходом и расходами наблюдается у многих государственных служащих. С одной стороны, заниматься бизнесом госслужащие не могут. Но, с другой стороны, если в компаниях присутствует государственный интерес, то чиновник вполне свободно может входить в советы директоров таких компаний и получать роскошные бонусы. Эксперт обращает также внимание на то, что в декларациях площадь квартир указывается только добровольно, без указания расположения жилых помещений. «Можно указать, что у меня дача в России, – сказал «НИ» эксперт. – Но стоимость дачи в Тверской области отличается от цены дачи в районе Жуковки». Председатель Национального антикоррупционного комитета считает, что подобным образом бюрократия пытается нивелировать для себя последствия подачи деклараций.

Как считает эксперт, основная проблема состоит в том, что мы не ратифицировали пункт 20 Конвенции ООН против коррупции. «В этом пункте дается определение незаконного обогащения, – пояснил г-н Кабанов. – Незаконное обогащение определяется как «разница между официальными доходами и расходами». Соответственно, если появляется плюсовая разница в расходах и происхождение денег неизвестно, то это становится поводом для расследования. У нас этого пункта нет». И даже если мы проверим декларации и обнаружим какие-то нестыковки, то механизмов влияния у нас пока нет.

Руководитель центра антикоррупционных исследований «Трансперенси интернэшнл» Елена Панфилова также полагает, что визуально оценить расходы крайне сложно. «Мало кто показывает новые приобретения, – отмечает она «НИ». – Бросается в глаза факт: какие молодцы жены наших чиновников, они просто являются основой экономического благополучия семьи». Правда, тут же эксперт подчеркивает, что не все государственные служащие отчитывались за прошлый год. А как считает г-жа Панфилова, эти декларации имеют смысл для отслеживания роста благосостояния чиновников в долгосрочной перспективе, минимум за два-три года. «Только тогда будет понятно, что если у кого-то появится особняк, а декларировались доходы в три миллиона рублей, то здесь не все чисто, – делает вывод эксперт. – А сейчас можно сказать, что квартира или автомобиль были куплены очень давно».

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский видит основную причину благосостояния отечественных чиновников в получении специальных вознаграждений акционеров (бонусах). «Это может быть доход от ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, доход от бизнеса в виде акций, переданных в доверительное управление, – рассказал «НИ» экономист. – Это может быть участие в зарубежных проектах, получение дохода от зарубежных активов. Причем в значительной мере это оффшорные компании». Кроме того, бюрократы получают дополнительные деньги от преподавательской, научной, издательской деятельности. И сравнивать их ставки со ставками рядовых преподавателей и ученых не имеет смысла. «Гонорары могут выплачиваться на усмотрение собственника, иногда в очень крупных размерах», – отмечает г-н Кричевский. Скромное имущество многих бюрократов, как предполагает экономист, можно объяснить тем, что некоторые представители власти за год, пока готовилась кампания по обязательной подаче деклараций, успели избавиться от наиболее сомнительной собственности.

Большинство потерявших в своих доходах за год чиновников, вполне понятно, пришли из сферы бизнеса. И экономический кризис ощутимо ударил по их кошелькам. По мнению экономиста Кричевского, такие чиновники «обеднели» в основном из-за проседания фондового рынка. Правда, в выигрыше остались все-таки те, кто сохранил свои акции, поскольку «худо-бедно фондовый рынок растет». Г-н Кричевский напоминает, что в сентябре 2008 года, когда происходили обвалы на фондовом рынке, правительство вкачало в экономику большой объем средств и эти средства достаточно быстро были обменены на ценные бумаги. Биржи закрывались, буквально через два часа после открытия. «Понятно, что на всех денег просто не хватило, – пояснил эксперт. – Интересы наиболее близких к власти чиновников, конечно, были соблюдены. Они действовали через определенные инвестиционные фонды, в которых представители власти имеют паи, и действительно могли оказать определенное влияние путем обладания информацией и использования нерыночных рычагов. Но большинство госслужащих и предпринимателей очень много потеряли. На региональных чиновников денег точно не хватило».

Геннадий Гудков, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, член парламентской комиссии по противодействию коррупции, сравнил поданные топ-чиновниками декларации с надводной частью айсберга. «Нигде не указаны активы, которыми владеет семья, – заявил «НИ» депутат. – Непонятно, откуда появились десятки миллионов. Ведь, даже чтобы заработать на фондовом рынке несколько миллионов рублей, нужно иметь миллиарда полтора да еще и обладать инсайдерской информацией. Что запрещено российским законом и за что полагается уголовная ответственность».

ЧИНОВНИКИ ПОЛЬШИ НЕ ОБЯЗАНЫ ПОДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИИ, НО ДЕЛАЮТ ЭТО

В Польше публикация декларации о доходах госчиновников высокого ранга не носит юридически обязательного характера. Скорее это имиджевый ход, необходимый для того, чтобы показать избирателям открытость и честность чиновничества. Однако и за этим строго следят руководители ведомств, министерств, парламентских клубов, публикация таких сведений тщательно контролируется. Повальная мода на публикацию деклараций о доходах пришла в Польшу после вступления страны в Евросоюз. Государственное руководство просто взяло за пример практику западноевропейских коллег. Для этого госслужащим рекомендовали завести собственные блоги, где и следует размещать эту информацию. Кроме того, всякий любопытствующий может получить сведения о том, сколько за минувший год заработал или приобрел конкретный чиновник, во внеправительственном центре информации, телефоны которого можно узнать, либо позвонив в канцелярию кабинета министров, либо заглянув в Интернет. Каждый польский госслужащий при приеме на работу в обязательном порядке должен предоставить данные о своем движимом и недвижимом имуществе, а также о банковских счетах и имеющихся ценных бумагах. Чтобы любой обыватель мог сравнить, как изменилось материальное состояние слуги народа с момента пришествия его во власть. Помимо личных доходов негласное правило обязывает чиновников публиковать в своем интернет-блоге данные и о доходах членов семьи. И как это нередко случается, доходы важного государственного сановника оказываются значительно ниже, нежели у второй его половины. Но это уже вопрос к налоговой инспекции.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава


В США СОКРЫТИЕ ДОХОДОВ – ПОЗОР ДЛЯ СТРАНЫ

Сбором доходов населения США, включая всех правительственных служащих и даже президента страны, занимается созданная еще в 1913 году федеральная организация Internal Revenue Service. Кроме сбора доходов в ее обязанности входит проверка их источников и правильность указанных в декларациях заработанных денежных сумм. Подразделения этой организации находятся в каждом штате. В прошлом году общая численность ее инспекторов равнялась 101 тыс. человек.
Насколько эффективен контроль Internal Revenue Service за источниками и доходами населения, можно судить хотя бы по факту возбуждения уголовных дел в отношении почти трех тысяч бизнесменов, пытавшихся спрятать свои доходы в швейцарских банках. Чиновники правительственных служб США, по данным федеральной организации сбора налогов, за всю ее длительную историю никогда не прибегали к сокрытию своих доходов ни в одном из зарубежных банков. «Если бы это произошло, то об этом все знали, – говорит Вильям Питерсон, специалист по составлению налоговых деклараций чикагской фирмы. – Сокрытие доходов является уголовным преступлением. В зависимости от характера этого преступления наказания могут выражаться штрафом в десятки тысяч долларов или же тюремным сроком на длительный срок».
С наступления компьютерной эпохи составление налоговых деклараций значительно упростилось. Заполнение налоговых форм, имеющихся на правительственных сайтах, ускорило и упростило работу каждого налогоплательщика, включая и правительственных чиновников всех рангов. Появление на официальных правительственных сайтах деклараций о доходах политических деятелей и служащих федеральных организаций стало обыденным делом. А всего в нынешнем году к услугам Интернета прибегло 98 млн. налогоплательщиков США. В их числе не только члены администрации Белого дома, но и президент страны Барак Обама, отчитавшийся о своем семейном доходе до 15 апреля. В этот день заканчивается подача всеми налогоплательщиками страны деклараций о своих доходах за предыдущий год. Его декларация появилась на сайте, а затем была опубликована в газетах. В 2009 году семейный доход Барака Обамы был равен 5,5 млн. долларов. Он состоял из годовой зарплаты в 400 тыс. долларов, гонорара за его опубликованную книгу и награды за полученное звание лауреата Нобелевской премии. Из всей суммы дохода Барак Обама пожертвовал благотворительным организациям 329 тыс. 100 долларов, а десять других благотворительных организаций довольствовались своими порциями от всей пожертвованной им суммы Нобелевской премии в 1,4 млн. долларов. В декларации Обамы сказано, что он заплатил за прошлый год федеральный налог в сумме 1,8 млн. долларов и внес в казну штата Иллинойс местный налог, равный 163 тыс. 303 долларам.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


ИНФОРМАЦИЯ О ДОХОДАХ ГРУЗИНСКИХ ГОССЛУЖАЩИХ СТЕКАЕТСЯ К СААКАШВИЛИ

Сезон обязательного декларирования грузинскими чиновниками своего финансового и имущественного положения продолжается с 1 апреля по 1 июля. Под понятие «должностное лицо» подпадают чиновники всех трех ветвей власти и руководители тех крупных предприятий, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. С 2009 года контроль за финансовым положением и имуществом должностных лиц ужесточился. Если прежде информация из Бюро по имущественному и финансовому положению должностных лиц поступала в минюст страны, то теперь она стекается прямо к главе государства. Специально с этой целью было создано бюро общественной службы и деклараций. Грузинское законодательство предусматривает административную ответственность как за непредставление декларации об имущественном и финансовом состоянии, так и за намеренное искажение данных. Безответственные чиновники, не представившие в положенный срок декларацию, присуждаются к выплате штрафа в размере 100 минимальных зарплат, что составляет 4 тыс. лари (2280 долларов США). Уклонистов и лиц, исказивших информацию о своих доходах и имуществе, штрафуют или принуждают к 120–200 часам полезного для общества труда. Кроме того, они лишаются своих должностей и возможности работать на руководящем посту сроком на три года.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"