Posted 19 апреля 2006,, 20:00

Published 19 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Неисправимая система

Неисправимая система

19 апреля 2006, 20:00
В среду законопроект «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», подготовленный в МВД РФ, был поддержан чиновниками Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Эта инициатива уже вызвала резко негативную оценку со стороны правозащитного сообщества, как нарушающая Конституцию Ро

На прошлой неделе законопроект «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» был представлен в Думу фракцией «Единая Россия». Документ уже получил одобрение правительства РФ. Напомним, что инициатором введения административного контроля за бывшими зэками стало МВД РФ. Документ предполагает осуществление административного надзора за лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления. Отсидевших на зоне граждан начнут ставить на учет в местных органах внутренних дел, где с ними будут проводиться «профилактические беседы». Для отдельных категорий предусмотрен запрет на участие в массовых мероприятиях. По замыслу авторов ограничительные меры будут вводиться на срок от полугода до года, но он может быть продлен в случае плохого поведения подопечных. В качестве оправдания этих мер МВД приводит данные статистики: в 2005 году количество преступлений, совершенных ранее судимыми гражданами, выросло на 18%. В МВД подчеркивают, что рецидивистами совершается четверть всех тяжких и особо тяжких преступлений.

Вчера Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) поддержала инициативу коллег из МВД. «Мы поддерживаем эту инициативу и, более того, выступаем за скорейшее принятие специального закона, направленного на обеспечение социальной адаптации лиц, покинувших места лишения свободы», – заявил в среду руководитель пресс-службы ФСИН Александр Сидоров. При этом он особо отметил положительный опыт советской практики административного надзора за рецидивистами и за людьми, «совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления и склонных к организации преступных сообществ».

Инициатива МВД уже подверглась критике со стороны юристов и правозащитников. Основная претензия – она нарушает Конституцию России, так как фактически является повторным наказанием за одно и то же преступление. За комментариями «НИ» обратились к известным людям, которым в разное время самим пришлось находиться в заключении и столкнуться с системой административного контроля со стороны правоохранительных органов.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, который в 1982 году был осужден за издание антисоветского «Свободного московского журнала «Поиски», уверен, что возрождение советской системы административного контроля за бывшими заключенными бессмысленно и вредно. «Советская система учета и контроля абсолютно недееспособна вне советского строя, – заявил «НИ» политолог. – Все граждане СССР были малоподвижны, прикреплены к своему месту работы и прописки». В этих условиях система контроля работала и в какой-то степени выполняла задачу предотвращения повторных правонарушений. Хотя, по словам г-на Павловского, против нее было «много возражений и критики даже в советской печати». Политолог уверен, что предлагаемая система административного контроля будет годиться лишь для давления на лиц, ставших «объектами социальной ненависти, а с другой стороны, она будет легко преодолеваться с помощью несложной коррупции». При этом Глеб Павловский вспомнил свой былой опыт взаимодействия с подобной системой. «В советские времена во всех случаях, когда мне надо было решать свои проблемы, я находил в системе контроля лазейки», – рассказал он «НИ». По его словам, в СССР система срабатывала в основном только тогда, когда освободившийся из заключения имел неосторожность поссориться с участковым, который имел возможность отправить его за решетку. «Но в других случаях вовремя поставленный местной милиции пузырь решал все проблемы. Но сейчас, я думаю, пузырем не обойдешься, и прейскурант другой», – отметил г-н Павловский. Реальной причиной роста преступности в стране он назвал нынешнюю систему исправления, не изменившуюся с советских времен. Но даже в СССР «она уже считалась анахронизмом». Единственный разумный шаг в этой сфере, по мнению эксперта «НИ», это серия амнистий, предпринятых за последние пять лет нынешней властью. «Это не радикальное средство, но это несколько смягчает вредное влияние нынешней системы исправления. А в целом у нас неисправимая система исправления заключенных».

Лидер НБП Эдуард Лимонов, в 2003 году осужденный за незаконное хранение огнестрельного оружия, также считает инициативу МВД вредной. «Хоть бы они предложили что-нибудь нерепрессивное, – эмоционально сказал «НИ» г-н Лимонов. – Они будут загонять людей в угол. И так в России положение человека, вышедшего из мест заключения, очень тяжелое. Ему трудно устроиться на работу. И так участковые, если в районе произошло какое-то преступление, в первую очередь бегут к нему». За примером далеко ходить не надо. Не далее как 8 апреля после очередного громкого дела об убийстве в Санкт-Петербурге студента из Сенегала правоохранительные органы торжественно отрапортовали о задержании подозреваемого. В минувшую субботу 28-летний Алексей Кутарев был освобожден. Петербуржец провел за решеткой 9 дней лишь по тому, что на ближайшей от места преступления помойке была найдена пустая пивная бутылка с его отпечатками пальцев, а сам Кутарев жил неподалеку и ранее был судим. «Товарищи в погонах, которые никак не угомонятся, решили еще больше закрутить гайки, – заявил «НИ» лидер НБП. – Эти действия только вызовут озлобление в людях и как следствие, еще большую изоляцию заключенных от остального общества. И, в конце концов, еще больший рост преступности».

КАК КОНТРОЛИРУЮТ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ДРУГИХ СТРАНАХ

В некоторых западных странах лица, отбывшие наказание за те или иные преступления, подлежат контролю со стороны правоохранительных органов. Например, в Великобритании существует так называемый список сексуальных нарушителей (Sex offenders’ register). Лица, внесенные в этот список, обязаны постоянно информировать полицию о характере своей деятельности и передвижениях. А в Соединенных Штатах Америки для контроля за бывшими заключенными начинают использовать новейшие технологии. Так, в штате Флорида все, кто отбывал наказание за педофилию и в конце концов оказался на свободе, обязаны носить специальный электронный датчик, позволяющий полиции с помощью спутника устанавливать их местонахождение. В штате Калифорния пошли еще дальше. Там с помощью GPS-браслетов решили вести наблюдение за всеми, кто вышел на свободу после тюремного заключения.

"