Posted 19 марта 2013,, 20:00

Published 19 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:58

Updated 8 марта, 04:58

Преступления не обнаружено

Преступления не обнаружено

19 марта 2013, 20:00
Вчера Следственный комитет заявил, что не имеет объективных данных о том, что в отношении юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского в СИЗО было совершено преступление, повлекшее его смерть. Поэтому уголовное дело по факту гибели юриста было закрыто. Родственники погибшего собираются обжаловать решение СК и добиваться
Сюжет
Суды

По версии Следственного комитета, гибели юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в ноябре 2009 года не предшествовали пытки в СИЗО. «При нахождении Магнитского в следственных изоляторах в его отношении не создавались специальные условия содержания под стражей, отличные от условий содержания иных следственно-заключенных, не оказывалось какого-либо давления, не применялось физического насилия либо пыток», – говорится в сообщении ведомства. По результатам предварительного следствия дело было решено закрыть.

Напомним, что выводы правозащитников относительно причин смерти Магнитского в СИЗО резко отличаются от данных силовиков. «Анализируя ситуацию с оказанием медицинской помощи Магнитскому, можно сказать с определенностью: должная медицинская помощь Магнитскому в СИЗО «Бутырка» не оказывалась, – утверждается в отчете Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по делу Магнитского, который был представлен президентскому Совету по правам человека около года назад. – Его жалобы о приеме терапевта игнорировались, врачи не предприняли необходимых действий для того, чтобы направить Магнитского в «Матросскую тишину» для проведения ему повторного УЗИ, о чем было записано в медкарте Магнитского».

После многих страниц с показаниями самих медработников и сотрудников СИЗО, в которых содержался погибший юрист, ОНК констатировала, что «человек, содержащийся под стражей, попавший в места лишения свободы не может использовать все необходимые возможности для сохранения своей жизни, своего здоровья». По мнению правозащитников, случай с Магнитским может рассматриваться как нарушение права на жизнь, поскольку условия содержания в некоторых камерах СИЗО-2 «Бутырка» можно назвать пыточными. «Виновные в этом лица должны понести ответственность», – сказано в документе.

Кроме того, собственное расследование гибели Магнитского провели его коллеги из Hermitage Capital. В докладе, который они опубликовали в ноябре 2011 года, говорится, что в день смерти юриста заковали в наручники и избивали дубинками в СИЗО «Матросская тишина». Более того, на пресс-конференции, посвященной обнародованию результатов расследования, правозащитник Валерий Борщев заявил, что «смерть наступила именно в результате избиения». «Мы считаем, что те документы, которые у нас есть, свидетельствуют о том, что избиение, применение резиновой палки было абсолютно неправомерно, и с этим надо серьезно разбираться, – сказал Борщев. – Их (избивающих. – «НИ») было восемь. Может быть, било двое-трое, но в принципе они действительно забили его до смерти».

Родственники Сергея Магнитского в объективность доводов следователей, закрывших дело, не верят, заявляя, что те скрывают подробности случившегося в СИЗО. «Даже то, что нам известно, говорит о том, что его смерть не была случайной», – сказала вдова Сергея Магнитского Наталья Жарикова. Представитель матери погибшего юриста Николай Горохов уже заявил, что решение о прекращении уголовного дела будет обжаловано.

Представитель фонда Hermitage Capital, в котором трудился юрист, называет прекращение дела за отсутствием события преступления свидетельством того, что «российское государство официально встало на позицию защиты мучителей и убийц Сергея Магнитского». «Решение следственных органов является их фактическим отказом признать выводы двух независимых экспертиз по делу Сергея Магнитского – Московской общественной наблюдательной комиссии и Cовета по правам человека при президенте России – которые указали на многочисленные нарушения его прав и коррупционную составляющую его преследования», – считают в Hermitage Capital.

Как заявила «НИ» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, следователи идут против здравого смысла. «Они продолжают настаивать на своих абсолютно незаконных действиях, вызванных только раздражением и паникой по поводу принятого в США «закона Магнитского», который очень болезненно затрагивает личные интересы многих наших находящихся у власти людей, – констатировала правозащитница. –

Раз у них есть власть, можно не считаться ни с какими фактами, а делать так, как они считают нужным».

Рассмотрение «законов Магнитского» в разных странах, по мнению Людмилы Алексеевой, являются реакцией на подобное беззаконие. «Если бы наши следственные органы и суды действовали в соответствии с законом и справедливостью, никто бы не стал заниматься делами другого государства, – считает правозащитница. – Это вынужденный ответ международного общественного мнения на отсутствие у нас справедливого суда и, увы, полное отсутствие у нас объективного следствия. И выводы следствия, и судебные приговоры выносятся не по закону, а по желанию людей, находящихся у власти или при них состоящих».

"