Posted 19 марта 2008,, 21:00

Published 19 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

«Наноправа» человека

19 марта 2008, 21:00
Вчера в Совете Федерации выступили первый вице-премьер Сергей Иванов и Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Оказалось, что Россия рассчитывает стать одним из мировых лидеров в сфере нанотехнологий, но пока что стала только лидером по числу жалоб в Европейский суд по правам человека. Нанотехнологии сенаторо

Из доклада Сергея Иванова следовало, что вскоре мы будем жить в сказке. Улицы будут освещать полупроводниковые наносветильники, которые почти не потребляют энергии. Лечиться мы будем с помощью микроскопических нанороботов, которые смогут доставлять лекарство прямо к пораженному органу. А ракеты будут летать на сверхскоростном нанотопливе. «Продукция на основе нанотехнологий – это не нанопурга, а реальность», – заявил Сергей Иванов. Но пока, по его словам, нанотехнологии освоили только жулики, которые уже рекламируют всевозможные нанокремы. «Никто не знает, что будет с вашей рукой, когда вы их намажете. И никакого нано там нет. Просто модное слово взяли», – предупредил первый вице-премьер. Другие жулики тем временем пытаются покуситься на 130 млрд. рублей, которые государство выделило госкорпорации «Российские нанотехнологии», и представляют «завиральные и фактически неосуществимые проекты».

Сенаторов интересовало, станет ли Россия лидером в нанотехнологиях, как когда-то была в космонавтике, а также, зачем госкорпорации «натаскивают на себя активы, в том числе непрофильные». Про лидерство Сергей Иванов вначале сказал утвердительно, но потом оговорился, что к 2015 году страна претендует на 3% от мирового рынка нанопродукции. Впрочем, сейчас доля России – «практически ноль», а американские конкуренты начали заниматься нанотехнологиями на 7–10 лет раньше нас. А про активы г-н Иванов ответил, что «вопрос сознательно политизируется», и что «Роснанотехнологии» ни на какие активы не претендует, а «их создает».

Когда на трибуну вышел Владимир Лукин, проступила российская реальность, в которой даже победа в суде не означает восстановление своих прав. «Сплошь и рядом человек прошел все круги судебной системы, и остается с исполнительным листом в кармане и больше ни с чем. Даже решения Конституционного суда не исполняются», – сообщил Уполномоченный по правам человека. Из-за этого Россия стала лидером по количеству обращений в Страсбургский суд. Владимир Лукин тоже вспомнил Америку, но не в том смысле, что мы отстали от нее, а наоборот, что по количеству заключенных мы идем на втором месте после нее и никак отстать не можем.

Тем временем, по его словам, «практика насилия в исправительных учреждениях приближается к уровню пыток», заключенные бунтуют, а сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний «защищают мундир». Сенатор от Ингушетии Василий Лихачев спросил, почему русские не хотят возвращаться в Ингушетию. Омбудсмен ответил: «Создайте условия, и тогда поедут». Когда Владимир Лукин вышел из зала, журналисты донимали его вопросами про Кондолизу Райс, которая на днях встречалась с представителями российской оппозиции. Уполномоченный ответил, что его на эту встречу не приглашали, а политические лозунги он будет кричать через год, когда закончится его срок пребывания в этой должности. Пока же он отвечает на конкретные жалобы.

"