Posted 19 марта 2006,, 21:00

Published 19 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Без тормозов

Без тормозов

19 марта 2006, 21:00
В пятницу на рассмотрение Госдумы поступили поправки в закон «О безопасности дорожного движения», подготовленные депутатами «Единой России». Этот документ приведет к лавинообразному росту штрафов на дорогах и, как следствие, всплеску коррупции. Между тем сами депутаты, выступающие за драконовские меры, являются злостны

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» стали очередным документом в пакете законопроектов, предусматривающих ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Напомним, что ранее в феврале «единороссы» уже внесли свои предложения по изменению Кодекса об административных нарушениях (КоАП). По мнению авторов поправок, в росте аварий на российских дорогах виноваты в основном водители, которые так и норовят нарушить правила. В результате ничего принципиально нового в очередных предложениях «единороссов» не обнаружилось, и в основном все изменения сводятся к увеличению штрафов. Так, если сейчас отсутствие свидетельства о техосмотре обойдется водителю в 50 рублей, то депутаты предлагают увеличить сумму штрафа до 500. За нечитаемые (грязные) номерные знаки предлагается брать не 50 а до 300 рублей. Наибольшую критику оппонентов документа вызвала в очередной раз предпринятая авторами поправок попытка вернуть «балльную систему». «Следует отметить, что неоднократное совершение административных проступков в течение непродолжительного периода времени свидетельствует о правовом нигилизме определенной части водителей, управляющих источником повышенной опасности», – говорится в пояснительной записке к поправкам в КоАП.

При этом праведный гнев депутатов можно было бы понять, если бы они сами являли собой достойный пример соблюдения ими же введенных правил. Но это, увы, вовсе не так. По данным МВД РФ, правила дорожного движения в прошлом году нарушал каждый третий член фракции «Единая Россия». Так с января по октябрь 2005 года 109 «единороссов» совершили 437 нарушений. И это только то, что было официально зафиксировано. Можно только догадываться, сколько инспекторов ГИБДД дрогнули перед краснокожими депутатскими удостоверениями и трехцветными федеральными спецномерами. Наверняка не учтены здесь и нарушения служебных авто руководства Госдумы – лимузины с мигалками вообще ни при каких обстоятельствах не останавливают.

Среди простых думских нарушителей есть и один из авторов поправок в КоАП – зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству «единоросс» Александр Харитонов. Этот депутат нарушал правила семь раз. Среди других «единороссов», страдающих «правовым нигилизмом», можно отметить председателя комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова (6 нарушений), первого заместителя председателя комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерия Гребенникова (5 нарушений), зампредседателя комитета ГД по безопасности Виталия Маргелова (5 нарушений). А вот депутат-«единоросс» Алексей Огоньков был пойман сотрудниками ГИБДД аж 27 раз.

Он занял второе место в общедумском «первенстве», уступив лишь члену фракции ЛДПР Леониду Слуцкому, который нарушил правила 63 раза. Впрочем, по данным все того же МВД, думские нарушители в основном передвигаются на таких авто, как «Мерседес», «Лексус» или БМВ, и, стало быть, деньги даже на увеличенные штрафы у них найдутся. Впрочем, депутатской неприкосновенности думцы с себя в любом случае не снимают, а значит, и наказать их всерьез если что не возможно.

В целом депутаты уверены, что «применение предлагаемых мер позволит навести должный порядок, значительно сократить число дорожно-транспортных происшествий и остановить «войну на дорогах». При этом традиционно приводится статистика МВД о росте количества жертв ДТП. Так, по данным МВД и Росстата, в 2005 году на дорогах погибли 34 тыс. человек. Но «НИ» уже писали, что власти немного лукавят, приводя эти, безусловно, страшные цифры. В 1990 году, по официальным данным, погибло 35,4 тыс. человек. Но количество автомобилей за то же время выросло более чем в три раза! Так что, выходит, в среднем количество жертв все-таки сократилось.

Комментируя предложения об увеличении штрафов, один из авторов поправок – председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин предложил «вернуться к этой теме 6 апреля, когда состоятся большие парламентские слушания», на которые приглашены ведущие специалисты и правозащитники. «Мы вместе с ними выверим текст законопроекта, – сообщил «НИ» г-н Плигин. – Я думаю, что из 65 поправок, которые содержатся в законопроекте, спорными являются пять статей. Например, в отношении введения балльной системы». При этом депутат уверен, что «в обществе доминирует точка зрения, что предлагаемые меры необходимы и разумны. В ряде случаев, правда, недостаточны».

Между тем лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, имеющий многолетний стаж вождения автомобиля, уверен, что простое увеличение штрафов ситуацию на дорогах не исправит. «Я как автомобилист считаю, что в первую очередь надо перестраивать работу самого ГИБДД», – сообщил он «НИ». В качестве примера правозащитник привел зарубежный опыт, только не западноевропейский, а более близкий нам. «В последнее время я был на Украине и в Грузии, где произошли принципиальные изменения этой структуры, – поделился впечатлениями г-н Пономарев. – На Украине реформу провели поспешно и столкнулись с проблемами, а в Грузии изменения продумали. Там вообще ликвидировали ГАИ и передали ее функции патрульно-постовой службе. При этом сократилось число сотрудников, и была закуплена новая техника. Они принципиально отказались от того, чтобы сидеть по кустам». По мнению Льва Пономарева, об увеличении штрафов можно говорить, только если будет проведена структурная перестройка автоинспекции. Причем перестройка должна подразумевать непременно уменьшение количества сотрудников ведомства и увеличение их зарплаты. «А простое автоматическое увеличение штрафов приведет лишь к увеличению коррупции, – заявил правозащитник. – В том виде, в котором сейчас существует ГИБДД, его нужно ликвидировать. Они ленивые, они безынициативные, они устраняются от той работы, которую должны выполнять. Я вот езжу и вижу, как гаишник стоит и тормозит водителей, а рядом на нерегулируемом перекрестке – пробка».

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ТЕХОСМОТРА ОТЛОЖЕНО НА ГОД

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии решило отложить вступление в силу изменений в правила техосмотра до 1 марта 2007 года. Об этом сообщил в пятницу на пресс-конференции начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов. Напомним, что новый ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства, требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» должен был начать действовать в марте нынешнего года. В частности, новый ГОСТ предусматривает обязательную установку только одного фонаря подсветки заднего номера, тогда как на большинстве моделей «Жигулей» – «классике», «восьмерках» или «десятках» – штатно предусмотрены две такие лампочки. Также обязательны теперь красный задний дополнительный сигнал торможения (его нет на многих отечественных авто), задний противотуманный фонарь и т.п. При этом тот же самый ГОСТ запрещает установку световых сигналов, не предусмотренных заводом-изготовителем. И если бы техосмотр начали проводить по новым правилам уже в марте текущего года, то миллионы автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства оказались бы вне закона. Именно поэтому (в том числе не без помощи «НИ») был введен годичный мораторий на новый ГОСТ. Г-н Кирянов сказал, что до следующего марта автомобилисты смогут «подготовиться к внедрению новых требований». Тем самым начальник ДОБДД дал понять, что никто не собирается пересматривать эти драконовские изменения.

Нина ВАЖДАЕВА

"