Posted 19 декабря 2019,, 18:07

Published 19 декабря 2019,, 18:07

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Политологи - о пресс-конференции Путина: "Ответы были лучше вопросов"

Политологи - о пресс-конференции Путина: "Ответы были лучше вопросов"

19 декабря 2019, 18:07
В числе самых внимательных слушателей ежегодной пресс-конференции Президента Путина были эксперты, депутаты Думы, социологи, которые по-своему оценили состоявшееся мероприятие. "Новые Известия" опросили девять профессионалов политических технологий с одним вопросом: что они сами считают главным в словах Путина?

Сергей Боярский, член Генерального Совета партии «Единая Россия», Депутат Государственной Думы:

- Президент как всегда был на высоте, показал себя человеком эрудированным, профессиональным, обладающим высокой политической культурой, чего я не могу сказать о коллегах-журналистах, которые достаточно сложно формулировали свои вопросы и показали себя не самыми компетентными людьми.

Если говорить о том, чем я занимаюсь и в партии «Единая Россия», и в Государственной Думе как первый зампред комитета, это, конечно вопросы экономики, потому что без экономического роста мы не сможем наполнить бюджет необходимыми средствами как для реализации нацпроектов, так и для образования, медицины и далее по списку. Несколько раз поднимались вопросы демографии и медицины. Мы на партийных площадках и внутри фракции оперативно поднимаем вопросы об обеспечении лекарственными средствами, в том числе для орфанных заболеваний, о снятии запретов на регистрацию для лечения редких заболеваний зарубежных препаратов. Принимаются большинством депутатов программы по поддержке материнства и детства, по материнскому капиталу, по ипотеке. Об этом тоже сегодня говорил президент. Строительство фельдшерско-акушерских пунктов по всей стране тоже идёт приличными темпами, в том числе, благодаря нашим партийным проектам. Но демография невозможна без здорового образа жизни, поэтому мы, конечно, последовательно боремся с вредными привычками, стараемся снижать и потребление крепкого алкоголя, стараемся снижать потребление табака и никотиносодержащих средств.

Сейчас обсуждаем на партийной площадке возможность ограничения и запрета продажи жевательного табака несовершенолетним.

Ещё одна важная тема, на которую я бы хотел обратить внимание, это цензура в отношение наших СМИ за рубежом. Это агентство «Спутник», телеканалы, которые подвергаются репрессиям в ближнем зарубежье и за океаном в том числе. Осуждался наш закон об иноагентах. В вопросе был перевёрнут его смысл, поскольку нельзя физическое лицо признать иноагентом, это не относится к пользователям интернета, к блогерам, если не будет доказан факт получения ими средства из-за рубежа для ведения профессиональной внутриполитической деятельности. Так же был искажённый вопрос про суверенный интернет и президенту пришлось на него отвечать вновь, не смотря на то, что мы на всех площадках и при всех трёх чтениях в Госдуме говорили, что закон не об ограничении, а ровно об обратном, о поддержке автономного состояния в случае недружественных технических действий из-за рубежа.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:

- Пресс-конференция спокойная. Но пресс-конференция имеет специфику по сравнению с прямой линией, общением с населением. Общение с населением зачастую – решение проблем отдельных граждан. А пресс-конференция скорее общение власти с интеллигенцией, что в России всегда было очень сложным вопросом. Потому что, прямо скажем, слесари, токари и рыболовы значительно меньше интересуются вот этим форматом. Это формат наш с вами. Тем он очень интересен, потому что интеллигенция, с одной стороны, значимый фактор нашей жизни, а с другой стороны – точка кристаллизации всевозможного недовольства. Насколько президент смог это недовольство развеять, настолько интересна эта пресс-конференция.

Лично мне, как политологу, был интересен тезис о Конституции. Я полностью согласен с главой государства в том, что изменения Конституции нужно проводить только тогда, когда нет другого выхода, потому что лучше иметь стабильные правила даже не самого лучшего качества, чем постоянно их менять. Важно, что это инициатива президента на счёт слова «подряд». Это означает, что в дальнейшем мы собираемся переходить на американскую систему с двумя сроками вообще. Не факт, что это очень хорошо. Я вообще думаю, что главное – выборы. Если они честные и транспарентные, и пусть выбирают хоть двадцать раз. Но как формальная защита от застоя это эффективно, недаром американцы после Рузвельта это приняли.

Что касается остальных тем, я хотел бы сказать о Белоруссии – я не верю в политическую интеграцию. Белорусская сторона определила свою позицию. А экономическая интеграция без политической не очень понятна зачем нужна России. Президент ответил на этот вопрос и хорошо, что тема прозвучала, так как у нас очень долго существовал интеграционный миф о некоем едином государстве. Можно сказать «к сожалению», но его нет. Хорошо, что это начинает признаваться, потому что любая реальность, даже грустная, лучше мифотворчества.

Что касается истории с Иваном Голуновым, президент сказал о том, что заведены уголовные дела и тут же поступило подтверждение от СК. Что делать: сухари в России мочатся только сверху. Это наша специфика. Сказал первое лицо – все побежали выполнять. Не сказал – не побежали. Иван Голунов в очередной раз может поблагодарить президента. Если бы не личная позиция Путина, я думаю, всё шло бы совершенно иначе. Я не знаю, какова технология, оставался бы он в СИЗО или уже сидел, но принцип очевиден.

Алексей Мартынов, директор Института новейших государств:

- В жанре итоговой пресс-конференции президента страны важно всё. Возможно, есть неважные вопросы с точки зрения качества и компетенции присутствующих в зале журналистов. Но с точки зрения ответов президента – все ответы важные. В этом и заключается смысл и интерес к подобным мероприятиям. Весь мир сегодня внимательно слушал, что скажет президент Путин, отвечая на те или иные вопросы самого широкого спектра от внутренней повестки до международных отношений.

Мне кажется, несколько раз поднимались вопросы межнациональных отношений, что важно для нашей многонациональной страны. В этот раз было меньше вопросов-просьб, связанных с конкретными историями, когда журналистов уполномочивают местные региональные власти или просят какие-то добрые люди помочь. Вот такого рода вопросов сегодня было мало, обычно их бывает больше. Вопрос о черноморских территориях означает, что президент ориентируется в истории нашей страны. Выводов из этого делать я бы не стал. В том числе и в ответе президента об изменении Конституции. Конституция – живой организм и к изменениям нужно относиться очень осторожно и только в результате широкой общественно-политической дискуссии. Конечно, сейчас многие пытаются искать конспирологический смысл. Я считаю, что президент имел в виду только то, что сказал, так же как и про исторический аспект причерноморских территорий.

Петр Кирьян, руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем:

- Я думаю, что, как ни парадоксально, ответы были более чёткие и ясные, чем сами вопросы. Не знаю, с чем это связано. Я имею в виду вопросы по украинской теме, которые касались одновременно и газа, и проблематике парижской встречи, и планируемой поездке через четыре месяца в Берлин. Был дан очень понятный и в то же время очень развёрнутый ответ. Второй момент вопросы, касающиеся изменения в Конституции. Тут есть некоторая перекличка с вопросом, который прозвучал лет семь назад. Ответ был дан тот же: есть позиция, мы её не меняем, возможно, он сам лично не хочет выступать с этой инициативой. Но этот вектор обозначен. Мне показалась интересной история по медицине – это самый насущный вопрос. Путин повторил не только то, что было сказано на Госсовете, который прошёл в октябре, и сегодня подчеркнул, что это будет для губернаторов дополнительный понятный контроль.

В этом году немного на второй план ушла тема нацпроектов, вышли на насущные проблемы регионов. Это такой традиционный формат. Я бы обращал внимание не на вопросы, а на то, что во второй части пошли рандомные выборы журналистов, когда президент все внимательно выслушивает и ставит на контроль. Этот формат сохранился. Если брать Краснодарский край, Сочи, другие примеры, которые там были, наверняка всё будет проверено и выводы сделаны.

Анна Федорова, политолог:

- Была длинная пресс-конференция, но рекорд не побили, но реально были к этому близки. По эмоциональному настрою мне показалось, что сегодня у президента было очень хорошее настроение, об благодушно реагировал на бесконечные выкрики. Отдельно хочу сказать, что я поражаюсь тому, что люди постоянно кричали и некоторые журналисты устроили просто безобразие. Конечно, так бывает каждый раз, но сегодня что-то особенное. Что касается тематики, то она как обычно супер-разнообразная. Если суммировать, то очень много было обсуждений не мелких вопросов, а глобальных тем. Задавали вопросы и об оценке действий Горбачёва во время распада СССР, и Ленина. У меня ощущение, что разговор был с большей глубиной. Не формат «дай те нам вот это», а содержательный разговор, важный для всей страны. Важно отметить чёткий сигнал в адрес губернаторов и любой власти на местах – главное находиться в диалоге с людьми. Видно, что это тема для президента важна. Тот, кто это не понимает, в новую политическую систему никак не вписывается. Что касается изменений Конституции, президент сказал, что вполне возможно вносить изменения, если есть такая необходимость. Но решить это можно только на основе широкого общественного обсуждения, очень аккуратно и очень осознанно, опираясь на мнение народа.

Дмитрий Гусев, президент консалтингового агентства «Bakster-group»:

- Прошел разговор обо всём. Любые вопросы, которые хотели задать журналисты, были заданы. Причем, мне кажется, иногда даже странные. Мне это всё напоминает, что журналисты начитались интернета и для себя нашли, об этом и спрашивали. Ощущение такое, что президент встречался с блогерами. Это не похоже на пресс-конференцию, это новый формат. Это не серьёзные редакционные вопросы, которые придумывала вся редакция. Видимо, поменялся мир, журналисты поменялись. Так и выглядит пресс-конференция. Президент открыто обсуждал любой вопрос и отвечал искренне, а не формально. Он больше предстаёт как политическая личность, а не как руководитель. Он спокойно разговаривает на любые, даже самые неудобные для себя темы.

Екатерина Курбангалеева, директор АНО НИЦ «Особое мнение»:

- С политической точки зрения все обратили внимание на размышления по поводу внесения поправок в конституцию, касающихся сроков и начали воспринимать как то, что президент принял решение. Я полагаю, что решение это президентом не принято, а прозвучал запрос на реакцию. Любопытным был ответ на вопрос иркутского журналиста по поводу ухода в отставку губернатора Левченко. Журналист рассказала о достижениях ушедшего чиновника, на что президент возразил, что звучала и другая информация, ещё раз подтвердив правильность принятого решения. Я услышала ответы на два вопроса по темам, которыми занимаюсь непосредственно: готовность поднять базовый оклад для врачей, чтобы ликвидировать разрыв и понимание необходимости заниматься проблемами медицины. Ещё раз была зафиксирована приверженность той системе здравоохранения, которая существует. С другой стороны признание того, что не всё в порядке с кадрами, и ключ к решению видится в базовом окладе, и второе – не в всё в порядке с лекарственным обеспечением. Для решения этой проблемы президент предложил облегчить процедуру регистрации.

Виктор Потуремский, генеральный директор Центра стратегического планирования:

- Впечатлений от конференции очень много. Я даже затруднюсь назвать тему, которая сегодня осталась за пределами внимания президента. Говорили обо всём: об истории, идеологии, социальной сфере, конституции, развитие политической системы. Все темы удалось обсудить, даже экологию родного мне Бийска и Красноярска. Тем не менее, если говорить серьёзно, я бы обратил внимание на то, как президент обсуждал проблемы социальной тематики. Точно можно утверждать, что медицина становится одним из приоритетов и федеральной власти, и власти на местах. Это более вдумчивое и серьёзное отношение, уже не реформы ради реформы, а речь идёт о том, чтобы настроить систему и медицина начала работать эффективно и стала доступна. Появляется оптимизм от того, как власть, в отличие от ситуации пятилетней давности, обсуждает отрасль и как относится к постановке задач. Плюс средства, которые собираются направить в сферу медицины. Я бы на это обратил внимание. Сейчас все обсуждают, интерпретируют и гадают по поводу фразы «два срока не подряд» на посту президента, по поводу развития политической системы, роли парламента и того, что не нужно спешить менять Конституцию.

Дарья Кислицына, руководитель лаборатории новых технологий ЭИСИ:

- Традиционно президент поражает искромётным юмором, знанием фактуры, терминологии, цифр во всех отраслях, о чём бы его не спросили. С точки зрения содержания я бы сделала следующие акценты. Лейтмотивом проходило, что всё, что касается принятия значимых решений на местах, что касается жизни людей, не может проходить без диалога, без общественной дискуссии и без учёта мнений. Мне кажется, что всё объединялось ещё и запросом от общества к власти на защиту, заботу, социальную справедливость. И президент сам задавал этот тренд. Поднималось много чувствительных тем с точки зрения жизни человека. Первый вопрос – демография. А для жителей восточной части страны очень важен был вопрос о расширении дальневосточной ипотеки. Ипотека 2% это колоссально значимое решение, то, о чём несколько лет назад трудно было помыслить, сегодня становится реальностью. Президент сказал, что это весьма высокая вероятность. Надо посмотреть, как это запустится. Много было вопросов о полётах, плоских тарифах, метро и мосты, которые обеспечивают связь и облегчают жизнь людей.

Традиционно одна из первостепенных тем и важных для президента – тема здравоохранения. Поднимался вопрос о разнице зарплат и тарифах. Был сделан акцент на том, что будет делаться в борьбе с онкологией. Да, конечно, пока не всё удалось сделать из запланированного, но по некоторым аспектам, таким как расселение из ветхого и аварийного жилья была программа не только выполнена, но и перевыполнена. Дан сигнал региональным органам власти о том, как должна выстраиваться работа – диалог с населением, реагирование на запросы население, обеспечение порядка и контроля за процессом на местах. Все ждали вопрос об изменениях в Конституции. Это отсылает к вопросу о форматах транзита власти. Президент не уклонился от этого вопроса и не исключил возможности изменений.

"