Рус
Eng
Политологи заметили рост эффективности региональной власти

Политологи заметили рост эффективности региональной власти

19 декабря 2017, 16:49Политика
Позитивный эффект имели проведенные Кремлем замены в губернаторском корпусе

В докладе, который составили генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций и заведующий Лабораторией региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики» Ростислав Туровский говорится о том, что можно выделить несколько причин, обусловивших позитивную динамику показателей эффективности регионального управления в России.

Во-первых, сильный позитивный эффект имели проведенные Кремлем замены в губернаторском корпусе. В прошлых рейтингах мы не раз обращали внимание на хроническое отставание результатов ряда губернаторов, и многие из них в этом году лишились своих должностей. Такими примерами стали, в частности, Бурятия (главный аутсайдер прошлого рейтинга), Карелия, Пермский край и другие. Новые губернаторы, как правило, получили гораздо более высокие оценки, которые в ряде случаев кардинально лучше, чем у их предшественников. Это свидетельствует о рациональном подходе Кремля к ротации в губернаторском корпусе и ее позитивных результатах. Хотя, конечно, губернаторам-новичкам еще предстоит оправдать связанные с ними ожидания.

Во-вторых, важный мобилизующий работу власти эффект имеет подготовка к президентским выборам 2018 г., сочетавшаяся в большом числе регионов с собственными выборами губернаторов и законодательных собраний осенью 2017 г. Налицо стремление большинства глав регионов, в которых готовились и уже прошли выборы, повысить качество своей работы. Что касается президентских выборов, то работа губернаторов по реализации требований центра выглядит в целом адекватно. Губернаторы активно занимаются реализацией «майских указов», учитывая, что теперь им уж точно некуда «отступать» в этой работе. В этой связи улучшились многие показатели в социальной сфере и финансово-бюджетной политике, в том числе ситуация с зарплатами бюджетников и различными (но не всеми) социально значимыми расходами, переселением из аварийного и ветхого жилья.

В-третьих, регионы демонстрируют заметные позитивные изменения в финансовой сфере.Продолжается рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации, что является благоприятной тенденцией само по себе. Но при этом власти проводят разумную финансовую политику, стремясь достичь бюджетной сбалансированности и рационально подходя к своим расходам. Кроме того, во многих регионах отмечается существенный экономический рост. В этих условиях, на наш взгляд, в работе региональной власти стало больше планомерного и спокойного технократического подхода к управлению экономикой и финансами.

Довольно устойчиво выделяется группа регионов, которые добиваются наилучших результатов по всем или большинству направлений, а уже это свидетельствует о качестве работы региональной власти. Как правило, это регионы с уже достаточно опытными главами, постоянно демонстрирующими хорошие результаты своей работы. Примечательно, что первая двадцатка рейтинга осталась почти без изменений. Не изменился и лидер рейтинга, которым, как и в прошлом году, стала Тюменская область.

Одно из самых заметных изменений в рейтинге связано со значительным ухудшением позиций Татарстана, который ранее занимал и первое место. В прошлом году республика переместилась на второе место, но в этом году ей досталось только девятое место. Конечно, Татарстан остается среди лучших регионов России, но ухудшение ситуации налицо. В связи с падением результатов Татарстана на более высокие позиции переместились другие регионы: Белгородская область - с третьего места на второе, Чеченская Республика – с четвертого на третье, Ямало-Ненецкий АО – с пятого на четвертое. В пределах первой десятки отмечается также незначительная негативная коррекция позиции Башкортостана: с 8-9-го места он перешел на десятое.

Среди регионов в лидирующей части рейтинга, которые продемонстрировали наиболее заметный рост, выделяются Калужская и Тульская области. Калужская область вернулась в первую десятку, заняв пятое место (в прошлом рейтинге она была 13-й). Тульская область следовала примерно той же траектории, и с 14-го места поднялась на седьмое. В результате этих успехов немного улучшились позиции Москвы (перемещение с седьмого места на шестое) и ухудшились - Воронежской области (с шестого места на восьмое). Калужская и Тульская области оказались единственными регионами, которые вошли в этом году в первую десятку. Напротив, выбыли из первой десятки Московская и Сахалинская области, но резкого ухудшения показателей там все же не было.

Стабильностью отличается не столько десятка, сколько первая двадцатка рейтинга, в рамках которой немало внутренних перемещений, но в целом ее состав стабилен. Из этой группы выбыл только Ханты-Мансийский АО, который ранее находился в самом ее конце, а теперь занял 28-е место. Напротив, оказалась в первой двадцатке Владимирская область, но только на 20-м месте и без особого роста (в прошлый раз она занимала 22-23-е место). Внутри второй десятки несколько ухудшились позиции Санкт-Петербурга, Ленинградской, Ростовской областей и Ненецкого АО. Напротив, более высокие места заняли Краснодарский край, Челябинская область и Чукотка. Но эта группа в целом стабильна, а отмеченные перемещения не означают фундаментальных перемен.

Напротив, гораздо более турбулентной выглядит ситуация среди аутсайдеров. Отчасти это обусловлено откровенно плохими результатами работы некоторых губернаторов, отчасти – заменами региональных глав, которые, как правило, привели к выходу регионов из числа явно отстающих.

Последнее место в рейтинге 2017 г. заняла Курганская область, которая и в прошлый раз была среди самых отстающих (с 82-го места перешла на 85-е). Остальные регионы, занявшие места с 80-го по 84-е, в прошлый раз находились несколько выше. Особенно заметное падение продемонстрировалиРеспублика Алтай, Хакасия, Волгоградская область и Еврейская АО.

Выход из нижней шестерки на более успешные позиции почти всегда был связан со сменой губернаторов. Именно в этой связи покинули группу явных аутсайдеров четыре республики – Адыгея, Бурятия, Дагестан и Карелия. Наиболее заметным рост рейтинга оказался у Бурятии, занявшей последнее место в прошлый раз и теперь поднявшейся на 64 место. Но немного вырос и рейтингАрхангельской области, где губернатор не менялся: в прошлый раз она занимала 80-е место, а в этот – 75-е.

Аналогично неустойчивым выглядит и список тех регионов, которые занимают места с 70-го по 79-е. В этой группе позиции сохранил только Забайкальский край. Ее покинули в связи со сменой губернаторов и переходом на более высокие позиции Марий Эл, Пермский край и Новгородская область, а вошли в нее, но тоже в результате замены губернаторов (когда прошлые региональные лидеры имели еще худшие позиции) Дагестан и Карелия. Однако обращает на себя внимание и то, что вниз переместились два региона, где произошла замена губернаторов, но оценки ухудшились, - Ивановская и Новосибирская области.

Что касается регионов, где губернаторы в этом году не менялись, то в группу «70-79» переместились с более высоких позиций Ставропольский край, Калмыкия и Иркутская область (хотя последняя и так находилась «на грани», занимая 69 место). Напротив, улучшили результаты и покинули эту группу с перемещением выше две республики Северного Кавказа – Ингушетия и Северная Осетия, а такжеАмурская и Смоленская области.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter